Вообще-то, для того, чтобы как-то определенно интерпретировать отсутствие Млечного пути, этого факта самого по себе мало. Нужно собрать побольше информации и рассмотреть ее в совокупности.
Итак, какие особенности кэртианского неба нам известны.
1. Отсутствие Млечного пути. Это очевидно, бросается в глаза и позволяет сделать много возможных выводов. Менее заметно (но тоже важно) то, что еще не видят кэртианские астрономы кроме Млечного пути. А именно:
2. Кэртианская царица наук - астрономия - рассматривает небо много веков и с легендарных времен Эвмена достаточно внятно классифицирует увиденное. И все уведенное, то, что именуется "видимым небесным", относится, выражаясь современным языком, к следующим категориям: звезды, планеты, одна комета и Дейне. Ну, еще и Солнце с Луной. Все. Как минимум, кэртианским астрономам неизвестны туманности - ни светящие (отражательные ли, эмиссионные ли, окрестные ли галактики либо что-то еще - наука Кэртианы все равно их не различит), ни темные (про какие-то "провалы" и "угольные мешки" - ни слова). С учетом того, сколько времени и сил было затрачено на наблюдения, это говорит о том что в Кэртианском небе таких объектов нет.
3. В окрестностях кэртианской звездной системы определенно наличествует газ, а скорее всего, и пыль. Как минимум, это следует из того, что количество вещества, аккрецирующего на основной компонент Дейне, является достаточным для формирования рентгеновского джета, достаточно интенсивного для существенного нагрева поверхности второго компонента при его прохождении над магнитным полюсом нейтронной звезды. При этом либо все же плотность вещества (газа с пылью) не столь велика, чтобы сформировать заметный аккреционный диск вокруг Дейне (тогда наблюдаемые эффекты были бы куда более... эффектными), либо оно имеет достаточно высокую температуру.
4. В Кэртиане известны сверхновые. Но их немного. За тысячи лет наблюдались считанные единицы. В целом, взрывы сверхновых в ЗЗ наблюдаются, судя по всему, в среднем раз в несколько веков.
5. Количество звезд, видимых невооруженным глазом, в Кэртиане несколько больше, чем на Земле. В Золотых Землях каталогизирована пара тысяч звезд - и это составляет примерно половину видимых. Собственно, получается, что количество звезд ярче шестой звездной величины на кэртианском небе больше, чем на земном, в полтора-два раза. Не столько же, не меньше, но и не намного (не во много раз, тем более, не на порядки) больше.
6. При этом кэртианские звезды по крайней мере, не ярче (а скорее, всего, в среднем несколько тусклее) земных. Напомню, аксенаи в максимуме блеска (в противостоянии) очень ярки - их звездная величина составляет -4,6. Но при расхождении с Кэртианой их яркость должна падать - и несмотря на это, любой аксенай всегда явно выделяется яркостью среди окружающих звезд. Это говорит о том, что максимальная яркость звезд в Кэртиане невелика, и самые яркие из них никак не ярче Сириуса - в лучшем случае, звездная величина ярчайших звезд составляет -1, а скорее всего, около нуля (яркость Веги). А если большее количество видимых звезд объяснялось бы большей плотностью их расположения, они в среднем были бы ярче земных.
7. И вишенка на тортике. Далеко не очевидная, но многозначительная. Звезды, видимые в Кэртиане, заметно отличаются от земных по цвету. Об этом свидетельствуют косвенные данные - в самом деле, на Земле красные и желтые звезды, видимые ночью невооруженным глазом, достаточно редки, и подавляющее большинство видимых звезд имеют белый и голубой цвет. Объясняется это просто - хоть явное большинство звезд Вселенной являются красными и оранжевыми, светимость этих звезд настолько мала, что мы их не видим (вспомним, что ближайшая к нам звезда - Проксима, далеко не самый маленький красный карлик, имеет в сотню раз меньшую светимость, чем требовалась бы для того, чтобы ее заметили без телескопа). Так что мы преимущественно видим достаточно далекие, но имеющие высокую светимость звезды - а подавляющее большинство таковых являются белыми и голубыми. Исключения - красные гиганты - весьма редки. Важным является еще и то, что красные гиганты - это кратковременная стадия жизни звезд относительно молодой (возрастом порядка единиц миллиардов лет) популяции, в более старом звездном населении их уже нет.
Именно поэтому на Земле до инструментальной эры астрономы не вводили цветовую классификацию звезд - цвет относительно немногочисленных красных и желтых звезд можно было описывать индивидуально.
В противоположность этому, в Кэртиане введена цветовая классификация. Причем, жалоб на редкость красных и желтых звезд (и мыслей о "неполноценности" этих цветов и Абвениев, с которыми они сопоставлены) не поступало, что косвенно свидетельствует о том, что количество красных и желтых звезд, видимых кэртианцам, по крайней мере, сопоставимо с количеством белых и голубых (в норме, куда более ярких).
Если кто-то заметил еще какие-то особенности кэртианского неба, хорошо бы их услышать.