После четырех лет учебы Коперник вернулся в Торунь, не получив официального диплома. Епископ предназначил ему церковную карьеру, но для высоких должностей нужен был диплом по каноническому праву. Коперник хотел учиться в Болонье, где можно было одновременно изучать точные науки. Епископ же видел и другое: дружба, да и просто знакомства, которые можно завести в одном из лучших университетов Европы, могут стать бесценными для молодого человека из северной глухомани. Туда едут из Рима, центра католического мира.
Итак, в 23 года Коперник отправился в Италию, 19 октября 1496 года поступил в Болонский университет и проучился там три года. Как немец по языку, он вступил в "Германскую Нацию Университета Болоньи" и внес небольшой вклад - соответственно достатку. Пока он учился, епископ включил его в список претендентов на место каноника. 20 октября 1497 года в Болонье Коперник получил официальное извещение о назначении его каноником при соборе Фрауенбурга, с неплохим доходом - и ни слова про обязанности. Коперник изучал греческий, математику и астрономию - ну и каноническое право, конечно же. Он снимал помещение в доме профессора астрономии Доменико Мария де Новара и участвовал в его наблюдениях как ассистент. 9 марта 1497 года он наблюдал затмение Альдебарана Луной.
В 1500 году Коперник приехал в Рим и остался там на год. Он читал лекции по математике и астрономии, а также наблюдал лунное затмение 6 ноября 1500 года. Он вернулся во Фрауенбург весной 1501 года и 27 июля был официально введен в должность каноника. Но степень по каноническому праву он так и не получил, а потому попросил разрешения у дяди вернуться в Италию для получения степени и для изучения медицины. 27 июля 1501 года капитул дал разрешение на поездку:
"...главным образом потому, что Николаус обещал изучить медицину, а готовый помочь врач когда-нибудь сможет давать советы как нашему достопочтеннейшему епископу, так и членам капитула".
Капитул еще и выделил средства на поездку. Коперник снова отправился в Италию, теперь в Падую. Падуя была известна своей медицинской школой, и Коперник изучал там медицину и астрономию - вполне понятный набор, поскольку медику полагалось знать астрологию. К врачам обращались и просто для составления гороскопов, достаточно вспомнить Кардано. Весной 1503 года Коперник решил, наконец, получить степень по каноническому праву, но вместо Болоньи обратился в университет Феррары. В Ферраре экзамен на степень стоил 50 дукатов - немало, но в Болонье или Падуе было гораздо дороже, а требования выше. Пройдя испытания и получив степень, Коперник задержался в Ферраре на несколько месяцев, затем вернулся в Падую продолжать обучение медицине. Получил ли он диплом врача, неизвестно, но пишут, что нет. Возможно, что из-за дороговизны.
Вернувшись на родину, Коперник на пять лет стал при Лукасе Ватценроде личным врачом, секретарем и советником. Резиденцией епископа был замок Лидзбарк-Вармийски (он же Гейльсберг). Коперник узнал все об управлении областью и епархией и считался хорошим врачом. У него были его книги и полная самостоятельность. Он мог спокойно проводить наблюдения и сопоставлять факты. Большинство его коллег могли о таком только мечтать - как и о трех высших образованиях, между прочим.
Лукас Ватценроде умер в 1512 году, после чего Коперник вернулся во Фромборк. Ему 39 лет. Он поселился в крепостной башне и устроил обсерваторию в одной из комнат. Около 1514 года он раздал нескольким друзьям итоги своей работы - небольшую рукописную книгу под названием "Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям", упоминаемую как "Commentariolus". В ней он приводит семь положений, которые называет аксиомами - по традиции. Их иногда формулируют кратко, чтобы было похоже на аксиомы. Увы, краткая выжимка годится только как шпаргалка и ход мысли не передает. Оригинал гораздо содержательнее, ниже - перевод с латыни И. Н. Веселовского, "Природа", 1973, №2, с. 10-11,
http://www.astro-cabinet.ru/library/Kopernik/Comment.htm.
1. Не существует одного центра для всех небесных орбит или сфер.
2. Центр Земли не является центром мира, но только центром тяготения и центром лунной орбиты.
3. Все сферы движутся вокруг Солнца, расположенного как бы в середине всего, так что около Солнца находится центр мира.
4. Отношение, которое расстояние между Солнцем и Землей имеет к высоте небесной тверди, меньше отношения радиуса Земли к ее расстоянию от Солнца, так что по сравнению с высотой тверди оно будет даже неощутимым.
5. Все движения, замечающиеся у небесной тверди, принадлежат не ей самой, но Земле. Именно Земля с ближайшими к ней стихиями вся вращается в суточном движении вокруг неизменных своих полюсов, причем твердь и самое высшее небо остаются все время неподвижными.
6. Все замечаемые нами у Солнца движения не свойственны ему, но принадлежат Земле и нашей сфере, вместе с которой мы вращаемся вокруг Солнца, как и всякая другая планета; таким образом, Земля имеет несколько движений.
7. Кажущиеся прямые и попятные движения планет принадлежат не им, но Земле. Таким образом, одно это ее движение достаточно для объяснения большого числа видимых в небе неравномерностей.
Аксиома 7 - самая замечательная. И до Коперника ученые заявляли, что Земля движется, а некоторые утверждали, что она обращается вокруг Солнца, но никто до него, похоже, не объяснял так просто обратное движение внешних планет. В "Малом комментарии" сказано также о намерении изложить все подробно: "Здесь, ради краткости, я решил опустить математические выкладки, предназначенные для моей большой работы".
Не менее интересно одно-единственное слово в Аксиоме 2, потому что оно относится не к кинематике, а к силам, т.е. к динамике. Но для нее время еще не настало.