Расширенный поиск  

Новости:

На сайте - обновление. В разделе "Литература"  выложено начало "Дневников мэтра Шабли". Ранее там был выложен неоконченный, черновой вариант повести, теперь его заменил текст из окончательного, подготовленного к публикации варианта. Полностью повесть будет опубликована в переиздании.

ссылка - http://kamsha.ru/books/eterna/razn/shably.html

Автор Тема: Как останавливали Солнце  (Прочитано 1812 раз)

Colombo

  • Строители
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5020
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 11370
  • поручник
    • Просмотр профиля
Как останавливали Солнце
« : 27 Дек, 2019, 13:58:52 »

Сначала мне попалась биография математика Ретикуса, где говорилось о его роли в судьбе главной книги Коперника.
Потом услышал передачу о Копернике Н.И. Басовской, от чего мне резко поплохело.
Потом оказалось, что о Копернике написано бесконечно много. И кому-то эта история может быть интересна, но не станет же человек разумный лезть обниматься с необъятным? И, возможно, не будет слишком строг к прилагаемому графоманству. 16 страниц - это по-божески. Кстати...

                Не следует применять человеческие понятия к божественному и добиваться в таком великом деле уверенности при помощи совсем неподходящих аналогий, ибо что может быть общего между тем, что вечно остается одним и тем же, и тем, что никогда не сохраняется?
                          Клавдий Птолемей, "Альмагест"
                Я не хочу скрывать от Твоего святейшества, что к размышлениям о другом способе расчета мировых сфер меня побудило именно то, что сами математики не имеют у себя ничего вполне установленного относительно исследования этих движений.
                          Николай Коперник, "De Revolutionibus orbium coelestium"

Всем известно, что Земля обращается вокруг Солнца, и что открыл это Коперник. Может показаться странным, что никто раньше не додумался до такой простой вещи. Впрочем, Коперник открыл нечто большее: все планеты обращаются вокруг Солнца, а Земля лишь одна из них, но не центр мира. Возрождение ускорило развитие науки и искусства, но это открытие поначалу не казалось особенно актуальным. Астрономы занимались своим делом, наблюдали, улучшали астрономические таблицы, писали комментарии к Птолемею, подрабатывали астрологами... Телескопы появились только в начале следующего века. Строились корабли, навигация по звездам стала делом техники, но для этого хватало представлений о Вселенной на уровне Птолемея - довольно высоком, надо сказать. Догадки превратил в знание именно Коперник, но почему именно он, а не кто-то другой из коллег-астрономов?

Итак, уже два вопроса: почему именно он и почему именно тогда? Третий вопрос о том, почему открытие так быстро и сравнительно легко получило признание. Трактат Коперника "De Revolutionibus orbium coelestium" очень подробный, с множеством математических выкладок и данных наблюдений. Его основная идея была изложена гораздо раньше, в небольшой рукописной книжечке, на которую обычно ссылаются по последним словам длинного названия - Commentariolus", или "Малый Комментарий". Коперник раздал ее друзьям и коллегам для обсуждения, и она пошла в народ. А трактат писался долго, и в нем идею нужно было обосновать на языке тогдашней науки. Может, потому автор не торопился его публиковать. И если бы автора не поторопили, книга могла вообще не выйти, а знали о ней немногие. Во время Тридцатилетней войны (1618—1648) шведы то ли разграбили, то ли спасли библиотеку Коперника во Фромборке - в общем, книги оказались в Швеции, ну так это же книги всем известного Коперника! А если бы не столь известного?

О Копернике написано много, очень много. Конечно, ответы на эти вопросы там должны быть, если хорошо поискать. Но... не все материалы имеют одинаковое отношение к делу. Например, история человеческих представлений о том, для кого и для чего один из богов создал этот мир, безумно интересна сама по себе, но с историей открытия Коперника не особо связана. Вот разве что: в начале Возрождения стали считать, что Бог создал мир, чтобы человек мог его изучать и проникаться восхищением перед творением Его и к вящей славе Господней. То есть, изучение мира как таковое уже не считалось грехом праздного любопытства. Впрочем, Коперника обвиняли и в том, что он пытается прославиться за счет якобы новизны своей теории. Филипп Меланхтон напоминал, что идея о движении Земли вокруг Солнца не нова. Архимед из Сиракуз (288-212) писал в труде "Псаммит (О числе песчинок)", что ее предложил Аристарх Самосский (ок. 310 - 230). Нужно добавить, что за это стоик Клеанф потребовал объявить Аристарха "нечестивцем" (от "asebia"), и тому пришлось перебираться из Афин. Так что общественный интерес к вопросу следовало учитывать.

То, что Земля круглая, было известно еще древним грекам, а Эратосфен Киренский (276 - 194) измерял ее окружность - 252 000 стадиев. Каких именно стадиев - никто не знает, но при их длине от 209.4 метра (фараонов стадий) до 178 (греческий) и 172.5 (египетский) выходило совсем неплохо. В остальном исходили из очевидного, домысливая подробности в меру своей фантазии и доброжелательности аудитории. Стоики, следуя Платону и Аристотелю, представляли Космос как систему сфер, в центре которых находится Земля. Ее окружают сферы воды, воздуха и огня. Дальше располагается небесный свод, а за ним пустота. Все планеты, включая Солнце и Луну, обращаются вокруг Земли. Лунная грань делит Вселенную на две части. В надлунном мире могут находиться только тела вечные и неизменяемые, а подлунный мир служит местом для стихий и изменяемых тел, к которым относились кометы.

Дальше - больше. Космос наполнен пневмой, которая формирует вещи и придает им их свойства. Пневма выходит из небесных сфер и может находиться в разных состояниях, от высших до низших. Единство мира обеспечено напряжением пневмы, разлитым повсюду. Мировая душа состоит из чистейшей пневмы, качество которой ухудшается при переходе через лунную грань и дальше, от людей к животным, растениям и неживой природе. Собственно, Земля не могла считаться планетой именно из-за пневмы ненадлежащего качества.


Записан
Правда обычно хороша. Ложь порой превосходна. Смесь того и другого всегда отвратительна.
Ниро Вулф

Colombo

  • Строители
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5020
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 11370
  • поручник
    • Просмотр профиля
Re: Как останавливали Солнце
« Ответ #1 : 27 Дек, 2019, 14:08:57 »

Для описания движения планет все это было пустым звуком. Описание дал Клавдий Птолемей из Александрии (ок. 100 - ок. 170). В его модели Землю окружают несколько вложенных друг в друга сфер. На самой внешней сфере закреплены звезды, она вращается с постоянной скоростью. Остальные сферы как-то ограничивают движение планет. То, что в Космосе все движется по кругу с постоянной скоростью, древние считали непререкаемым, вот только планеты двигались неравномерно, а временами даже в обратном направлении. Расстояние до Земли у них тоже изменялось. Поэтому в модели Птолемея движение планеты было комбинацией вращений. А именно, вокруг Земли обращалась несущая планету окружность, названная эпициклом, и уже по этой окружности двигалась планета. Эпициклы можно было надстраивать, чтобы повысить точность модели. Более поздние авторы вводили эпициклы другого типа, в которых планета двигалась по диаметру вверх-вниз.

Все это напоминало огромный часовой механизм. Ученые, которых обучали в первую очередь богословию и логике, сомневались, что Господь стал бы городить такую сложную конструкцию просто "чтобы было", даже ради вящей славы Своей (заметим - славы у тех же людей, если не брать в расчет ангелов и кое-кого еще). Посему считалось, что эта модель описывает не природу Вселенной, а всего лишь движение планет, и что ее можно заменить, если предложат лучше. Но ничего лучше до Коперника не предлагали, да и после того точность описания по Птолемею иногда была повыше, чем у модели Коперника, бедой которой были круговые орбиты. Вариант, что вращается именно Земля, Птолемей считал абсурдным: при такой скорости вращения с ее поверхности улетели бы все плохо закрепленные тела, а также вода и, возможно, воздух. До Ньютона оставались века...

Совсем интересно было: а где у этого часового механизма гиря? Источник движения, он же "перводвигатель", располагали снаружи, за сферой звезд, откуда движение каким-то образом передавалось планетам - но не Земле. Скорость движения планет зависела от некого сопротивления, природа которого уже никаким объяснениям не поддавалась.

Великие географические открытия раздвинули горизонты известного. При этом оказалось, что некоторые представления даже таких великих мыслителей, как Платон и Аристотель, неверны. Это давало повод сомневаться и в других истинах, которые выдержали испытание временем. Собственно, часть из них только потому и считались истинами, что на них долгое время не покушались. "Великолепный" XVI век расшевелил человеческое сознание. Возникли определенные условия и для ревизии геоцентрической системы, но нужен был хороший ревизор.

Великий польский ученый Николай Коперник появился на свет в зажиточной немецкой семье и за всю жизнь ничего по-польски не написал. Историки считают, что это несущественно, и они правы. Родился он в 1473 году в городе Торунь, а умер 24 мая 1543 года в городе Фрауенбург, ныне Фромборк. Население этого края смешанное, многое здесь имеет по два названия, как и сам край - Эрмланд или Вармия.

Отец будущего ученого Николаус Коппернигк перебрался в Торунь из Кракова, торговал медью и входил в магистрат. Около 1463 года он женился на Барбаре, сестре каноника Лукаса Ватценроде. У них было два сына и две дочери, Николаус был самым младшим. Когда ему было десять лет, отец умер, и дядя принял на себя заботу о Барбаре и племянниках. В 1488 году дядя отправил Николауса во Влоцлавек, в школу при соборе, где давали хорошее гуманитарное образование. Три года спустя он поступил в Краковский университет. Его брат Андреас учился там же, их имена есть в списках студентов 1491-92 годов. А в 1489 году епископом Вармии стал дядя Лукас. Вармия была церковным княжеством, в котором епископ был и духовной властью, и светской, подчиняясь только папе римскому и королю Польши.

Как потом писал Коперник, обучение в Краковском университете стало животворным началом для всего, чего он хотел достичь. Он изучал латынь, математику, астрономию и философию. Астрономию учили по "Трактату о сферах" Иоганнеса из Сакробоско, написанному в 1220 году. Устройство Вселенной излагалось по Птолемею и Аристотелю. Студенты имели понятие о календаре, умели вычислять даты церковных праздников и получали полезные навыки на случай занятия навигацией. Часть курса отводили астрологии, которая тоже могла пригодиться.

          Сакробоско. Джон из Холивуда (1195-1256), он же Иоганнес де Сакробоско, учился в Оксфорде и был каноником ордена св. Августина в Холивуде (по-латыни Sacro bosco - священное дерево). Он также учился в Париже и был там профессором математики. Его книга по астрономии Tractatus de Sphaera состоит из 4 частей. Она описывает Землю внутри сферической Вселенной, восход и заход небесных тел для разных географических положений наблюдателя и краткое введение в теорию Птолемея о планетах и затмениях. Книга оставалась учебником астрономии до XVII века. Бароциус в 1570 году нашел в ней 84 ошибки - на основе тогдашних представлений, разумеется.

В Кракове Коперник собирает книги. Среди них латинский перевод "Элементов" Евклида (Венеция, 1488), второе издание "Таблиц Альфонсина" с теорией планет и затмений (Венеция, 1492) "Таблицы направлений" Региомонтана (Аугсбург, 1490). Его определенно привлекает астрономия.
         Таблицы Альфонсина (Tabulae Alphonsinae) - астрономические таблицы, созданные к 1270 году в Толедо по приказу короля Кастилии Альфонсо X, чтобы исправить Толедские таблицы от 1080 года. Основную работу выполнили астрономы Исаак бен Сид и Иегуда бен Моше.
          Региомонтан, он же Иоганн Мюллер (1436-1476), родом из Кенигсберга, что в Баварии, выдающийся европейский астроном. В 12 лет поступил в Лейпцигский университет, затем учился в Вене у Георга фон Пурбаха и работал с ним. После смерти Пурбаха его патроном стал кардинал Бессарион, он же Виссарион, бывший архиепископ Никейский, ученый, знаток античной культуры, участник многих исторических событий. Региомонтан работал в Риме, Падуе, Буде, Нюрнберге. Приехал в Рим для обсуждения реформы календаря и умер там в 40 лет в результате вспышки чумы.

Записан
Правда обычно хороша. Ложь порой превосходна. Смесь того и другого всегда отвратительна.
Ниро Вулф

Colombo

  • Строители
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5020
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 11370
  • поручник
    • Просмотр профиля
Re: Как останавливали Солнце
« Ответ #2 : 27 Дек, 2019, 14:12:57 »

После четырех лет учебы Коперник вернулся в Торунь, не получив официального диплома. Епископ предназначил ему церковную карьеру, но для высоких должностей нужен был диплом по каноническому праву. Коперник хотел учиться в Болонье, где можно было одновременно изучать точные науки. Епископ же видел и другое: дружба, да и просто знакомства, которые можно завести в одном из лучших университетов Европы, могут стать бесценными для молодого человека из северной глухомани. Туда едут из Рима, центра католического мира.

Итак, в 23 года Коперник отправился в Италию, 19 октября 1496 года поступил в Болонский университет и проучился там три года. Как немец по языку, он вступил в "Германскую Нацию Университета Болоньи" и внес небольшой вклад - соответственно достатку. Пока он учился, епископ включил его в список претендентов на место каноника. 20 октября 1497 года в Болонье Коперник получил официальное извещение о назначении его каноником при соборе Фрауенбурга, с неплохим доходом - и ни слова про обязанности. Коперник изучал греческий, математику и астрономию - ну и каноническое право, конечно же. Он снимал помещение в доме профессора астрономии Доменико Мария де Новара и участвовал в его наблюдениях как ассистент. 9 марта 1497 года он наблюдал затмение Альдебарана Луной.

В 1500 году Коперник приехал в Рим и остался там на год. Он читал лекции по математике и астрономии, а также наблюдал лунное затмение 6 ноября 1500 года. Он вернулся во Фрауенбург весной 1501 года и 27 июля был официально введен в должность каноника. Но степень по каноническому праву он так и не получил, а потому попросил разрешения у дяди вернуться в Италию для получения степени и для изучения медицины. 27 июля 1501 года капитул дал разрешение на поездку:

"...главным образом потому, что Николаус обещал изучить медицину, а готовый помочь врач когда-нибудь сможет давать советы как нашему достопочтеннейшему епископу, так и членам капитула".

Капитул еще и выделил средства на поездку. Коперник снова отправился в Италию, теперь в Падую. Падуя была известна своей медицинской школой, и Коперник изучал там медицину и астрономию - вполне понятный набор, поскольку медику полагалось знать астрологию. К врачам обращались и просто для составления гороскопов, достаточно вспомнить Кардано. Весной 1503 года Коперник решил, наконец, получить степень по каноническому праву, но вместо Болоньи обратился в университет Феррары. В Ферраре экзамен на степень стоил 50 дукатов - немало, но в Болонье или Падуе было гораздо дороже, а требования выше. Пройдя испытания и получив степень, Коперник задержался в Ферраре на несколько месяцев, затем вернулся в Падую продолжать обучение медицине. Получил ли он диплом врача, неизвестно, но пишут, что нет. Возможно, что из-за дороговизны.

Вернувшись на родину, Коперник на пять лет стал при Лукасе Ватценроде личным врачом, секретарем и советником. Резиденцией епископа был замок Лидзбарк-Вармийски (он же Гейльсберг). Коперник узнал все об управлении областью и епархией и считался хорошим врачом. У него были его книги и полная самостоятельность. Он мог спокойно проводить наблюдения и сопоставлять факты. Большинство его коллег могли о таком только мечтать - как и о трех высших образованиях, между прочим.

Лукас Ватценроде умер в 1512 году, после чего Коперник вернулся во Фромборк. Ему 39 лет. Он поселился в крепостной башне и устроил обсерваторию в одной из комнат. Около 1514 года он раздал нескольким друзьям итоги своей работы - небольшую рукописную книгу под названием "Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям", упоминаемую как "Commentariolus". В ней он приводит семь положений, которые называет аксиомами - по традиции. Их иногда формулируют кратко, чтобы было похоже на аксиомы. Увы, краткая выжимка годится только как шпаргалка и ход мысли не передает. Оригинал гораздо содержательнее, ниже - перевод с латыни И. Н. Веселовского, "Природа", 1973, №2, с. 10-11, http://www.astro-cabinet.ru/library/Kopernik/Comment.htm.

1. Не существует одного центра для всех небесных орбит или сфер.

2. Центр Земли не является центром мира, но только центром тяготения и центром лунной орбиты.

3. Все сферы движутся вокруг Солнца, расположенного как бы в середине всего, так что около Солнца находится центр мира.

4. Отношение, которое расстояние между Солнцем и Землей имеет к высоте небесной тверди, меньше отношения радиуса Земли к ее расстоянию от Солнца, так что по сравнению с высотой тверди оно будет даже неощутимым.

5. Все движения, замечающиеся у небесной тверди, принадлежат не ей самой, но Земле. Именно Земля с ближайшими к ней стихиями вся вращается в суточном движении вокруг неизменных своих полюсов, причем твердь и самое высшее небо остаются все время неподвижными.

6. Все замечаемые нами у Солнца движения не свойственны ему, но принадлежат Земле и нашей сфере, вместе с которой мы вращаемся вокруг Солнца, как и всякая другая планета; таким образом, Земля имеет несколько движений.

7. Кажущиеся прямые и попятные движения планет принадлежат не им, но Земле. Таким образом, одно это ее движение достаточно для объяснения большого числа видимых в небе неравномерностей.

Аксиома 7 - самая замечательная. И до Коперника ученые заявляли, что Земля движется, а некоторые утверждали, что она обращается вокруг Солнца, но никто до него, похоже, не объяснял так просто обратное движение внешних планет. В "Малом комментарии" сказано также о намерении изложить все подробно: "Здесь, ради краткости, я решил опустить математические выкладки, предназначенные для моей большой работы".

Не менее интересно одно-единственное слово в Аксиоме 2, потому что оно относится не к кинематике, а к силам, т.е. к динамике. Но для нее время еще не настало.

Записан
Правда обычно хороша. Ложь порой превосходна. Смесь того и другого всегда отвратительна.
Ниро Вулф

Colombo

  • Строители
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5020
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 11370
  • поручник
    • Просмотр профиля
Re: Как останавливали Солнце
« Ответ #3 : 27 Дек, 2019, 14:28:35 »

Для большой работы во Фромборке были все условия, но в 1516 году Коперника назначили администратором владений капитула в округах Алленштайн (ныне Ольштын) и Мельзак (Пененжне). Пришлось спуститься с небес на землю. Он жил в замке Алленштайн и по мере сил приводил в порядок хозяйство округов, разоренное последней войной. Осенью 1519 года его полномочия истекли, и тут же началась новая война. Здесь нужно ненадолго обратиться к истории.

Вармия граничила с землями Тевтонского ордена. Изначально это были земли прусских племен, и польские князья безуспешно пытались их захватить. В 1208 году Конрад Мазовецкий попытался устроить крестовый поход против пруссов - и снова неудача. Тогда папа Иннокентий III, специалист по крестовым походам, посоветовал ему попросить помощи у Тевтонского ордена. Орден огнем и мечом подавил пруссов, а потом вполне законно, с одобрения императора и папы, создал на землях, на которые зарились поляки, свое государство. Позже оно присоединило Прибалтику вместе с орденом Меченосцев и купило у Дании Эстляндию (позже ее купили московиты). Набеги ордена надолго стали головной болью для Польши и Литвы. Наконец, в 1410 году при Грюнвальде объединенные польско-литовско-русские силы нанесли ордену жесточайшее поражение. Ему удалось заключить не худший мир, но резкое повышение налогов вызвало в государстве ордена кризис. Горожане образовали "Прусскую конфедерацию", которая обратилась за помощью к польскому королю Казимиру IV. Последовала Тринадцатилетняя война, которая привела в 1466 году к разделу территории ордена. Западная часть стала польской провинцией "Королевская Пруссия", а восточная стала польским вассалом.

Великим магистром Тевтонского ордена в 1511 году был избран Альбрехт Гогенцоллерн фон Бранденбург-Ансбах, сын маркграфа Фридриха I Бранденбургского, правнук Ягайлы и племянник польского короля Сигизмунда I. Ему был всего 21 год. Альбрехт хотел избавиться от вассальной зависимости от Польши, но сил для этого не хватало. Император помогать отказался, а великий князь Василий III увидел возможность прижать Польшу и помог деньгами. Но дядя Сигизмунд тоже хотел решить прусский вопрос, только в свою пользу, и напал первым. Новая и последняя польско-тевтонская война (1519 - 1521) началась с вторжения 20-тысячной армии короля Сигизмунда I и захвата Сольдау. В ответ рыцари захватили и разграбили Браунсберг (Бранево) и пригласили епископа Вармии на переговоры. Деталь: бургомистром в Браунсберге был Филипп Тешнер, внебрачный сын Лукаса Ватценроде, и ему ставят в вину, что рыцарей впустили в город. Дальше - подробно.

Епископ Фабиан удалился в Эльблонг. Ничего хорошего от переговоров он не ждал, но они позволяли потянуть время. Епископ назначил послами каноников Николая Коперника и Александра Скультети. В Браунсберге послов принял Фридрих фон Гейдек, который потребовал присяги на верность ордену - якобы папа Лев X назначил Альбрехта защитником вармийской церкви. Послы ловушку увидели и ответили, что такую присягу может принести епископ или капитул, и что они готовы это устроить. Их выпустили, но они ничего устраивать не стали. Через несколько дней рыцари сожгли Фромборк, но взять собор без пушек не смогли. Затем польские войска прогнали рыцарей, и наступило перемирие. Коперник возвращается к работе и проводит наблюдения Юпитера и Сатурна.

          Александр Скультети (1485–1564) - давний друг Коперника, бывший одно время секретарем короля, позже ставший епископом в Хелме. Был еще во Фромборке декан собора Бернард Скультети (1455-1518), который, по некоторым данным, помогал Копернику еще в Италии. Есть упоминания, что он был капелланом папы Льва X. Возможно, они с Александром родственники, хотя фамилия Скультети (в немецком варианте Шольц или Шульце) распространена.

Осенью 1520 года война вспыхивает снова. Император Карл V набрал для Альбрехта 14 тысяч наемников. Они окружили Данциг, но без осадной техники взять его не смогли. Наступили холода, наемники требовали денег, попытались бунтовать и в итоге разбежались. В это время Коперник снова назначается администратором в Ольштыне и Пененжно, но теперь все по-другому. Большинство членов капитула покинули Вармию, а Ольштын оказался ключевым городом, взятие которого давало бы рыцарям большое преимущество. И Коперник занимается подготовкой обороны, установкой орудий, запасами провианта и воды. Рыцари подошли к замку 21 февраля, их встретили сильной стрельбой из всего, что было. Сил для штурма у них не было, времени для долгой осады тоже. 24 февраля осаду сняли, рыцари ушли. В итоге было заключено перемирие на четыре года. Вармия получила гарантии от нападений соседей, пришла мирная жизнь с ее заботами.


Незадолго до этой войны в Германии начались события поистине мирового масштаба. В канун Дня всех святых, 31 октября 1517 года доктор Мартин Лютер прибил к двери университетской церкви в Виттенберге свои 95 тезисов. Началась Реформация. Ее история необъятна, но о некоторых ее деятелях рассказать нужно, поскольку они так или иначе связаны с открытием гелиоцентрической системы.

Мартин Лютер на десять лет моложе Коперника. Он сын земледельца, ушедшего на медные рудники и скопившего неплохие деньги. Мартин учился в школе францисканцев (с 1497 года), затем в университете  Эрфурта (1501-1505). Отец видел его юристом, но Мартин успел изучить только "семь свободных искусств" и неожиданно поступил в монастырь августинцев. В 1506 году он принял монашеский обет, в следующем стал священником, а в 1508 году его направили преподавать в недавно основанный (1502) университет в Виттенберге. Одновременно Лютер штудировал блаженного Августина и готовился к степени доктора теологии. В 1511 году он по делам ордена съездил в Рим, где его неприятно поразили нравы духовенства, особенно высшего. Доктором он стал через год, а с 1515 года разрабатывал идею о том, что верующему для общения с Богом посредник в лице церкви - особенно ТАКОЙ церкви - не нужен. Он писал: «Я понял, что Божественную праведность мы получаем посредством самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас посредством самой веры».

18 октября 1517 года папа Лев X выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций на строительство храма св. Петра. Лютера сорвало. Он пишет свои тезисы, отправляет их епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому, а третий экземпляр прибивает к двери церкви. Тезисы получили известность. Лютера вызывают на диспут в Лейпциг, где он выражает сомнение в праведности и непогрешимости католического папства. Тогда папа Лев X предаёт Лютера анафеме, а Лютер в ответ публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу Exsurge Domine (а с ней и свой учебник канонического права) и объявляет, что борьба с папским засильем является делом всего немецкого народа. И некоторые немецкие князья откликнулись на этот призыв: им тоже надоело терпеть диктат и жадность Рима и его представителей.

Король Кастилии и Арагона Карлос I Габсбург (1500-1558) был избран королем Германии на коллегии курфюрстов в 1519 году. В следующем году он был коронован в Ахене под именем Карла V и провозгласил себя императором Священной Римской империи. Раньше императора утверждал римский папа, но еще в 1338 году немецкие князья этот порядок отменили (это избрание папа утвердил, но с задержкой в десять лет). Затем в январе 1521 года в Вормсе был собран рейхстаг, на котором курфюрсты решали с императором государственные дела. Решили обсудить и дело Лютера. Его вызвали в Вормс, а император дал гарантии безопасности. Похожий случай был в 1415 году, когда Яна Гуса вызвали на суд в Констанц, но, когда он приехал, "гарантии" объявили обычной подорожной. Гуса в итоге сожгли, но Лютер решил рискнуть. Он прибыл, изложил свои взгляды и предложил желающим опровергнуть их на основе Священного Писания. "На том стою и не могу иначе" в стенограмме нет, но того, что есть, вполне достаточно. Лютера даже отпустили домой, предупредив (начинается!), что на обратную дорогу гарантий никто не даст. И Лютер по дороге пропал. Растворился. Позже оказалось, что курфюрст Фридрих Саксонский его просто похитил и спрятал в замке Вартбург. Там Лютер в образе юнкера Йорга занимался переводом Библии на немецкий. Якобы именно там дьявол явился искушать Лютера и получил от него чернильницей. На время отсутствия в Виттенберге Лютера замещал ректор университета Филипп Меланхтон, профессор греческого языка.
Записан
Правда обычно хороша. Ложь порой превосходна. Смесь того и другого всегда отвратительна.
Ниро Вулф

Colombo

  • Строители
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5020
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 11370
  • поручник
    • Просмотр профиля
Re: Как останавливали Солнце
« Ответ #4 : 27 Дек, 2019, 14:37:36 »

Настоящая его фамилия была Шварцерд ("черная земля"), и перевел он ее не на латынь, как многие, а на греческий. Филипп Меланхтон (1497-1560) - сын оружейника и внучатый племянник известного гуманиста и гебраиста Иоганна Рейхлина. В 14 лет он поступил в Гейдельбергский университет, потом учился в Тюбингене (1512–1514), где и начал преподавать. Он приехал в Виттенберг через год после начала Реформации и принял ее, как никто другой - не исключая, возможно, и самого Лютера. Когда Лютеру запретили проповедовать, тот подчинился, и Меланхтон взял публичные выступления на себя. Он написал Аугсбургское исповедание (1530), основной протестантский символ веры, где призвал к единству всех христиан. Он также занимался народным образованием, писал школьные программы и учебники, открывал народные школы. Меланхтона называли Praeceptor Germaniae ("учитель Германии").

На вопрос, почему Меланхтон выбрал Виттенберг, а не более известный Лейпцигский университет, его биограф Иоахим Камерариус ответил: да просто Филипп не был таким горьким пьяницей, как лейпцигские профессора. А возможно, повлиял дух свободы, присущий всем новым университетам и нашедший выход в Реформации. Не зря же Шекспир отправил учиться в Виттенберг своего принца, и ведь принц туда чуть не вернулся. Но король был против.

... Что до надежд вернуться в Виттенберг
И продолжать ученье, эти планы
Нам положительно не по душе,
И я прошу, раздумай и останься
Пред нами, здесь, под лаской наших глаз,
Как первый в роде, сын наш и сановник.

Тем временем перемирие в Вармии продолжалось, но орден уже не надеялся на помощь императора. И тут близкий к Альбрехту лютеранский теолог Андреас Осиандер предложил ему перейти на сторону Реформации, к которой примкнуло уже несколько германских княжеств. В 1524 году Альбрехт приехал в Виттенберг и встретился с Лютером. В результате многосторонних переговоров было образовано светское герцогство Пруссия во главе с принявшим протестантизм герцогом Альбрехтом Прусским. 10 апреля 1525 года он принес присягу королю в Кракове. Наступил мир, потянулись в Пруссию купцы с товарами, а в Кёнигсберге Альбрехт в 1544 году основал университет и закупил для него на свои средства учебники.

          Андреас Осиандер (1498—1552) окончил университет в Ингольштадте, примкнул к Лютеру и с 1522 до 1548 года был евангелическим проповедником в Нюрнберге. О его участии в публикации труда Коперника будет еще сказано. У него был свой взгляд на оправдание верующих, идущий вразрез с учением Лютера. Поэтому ему пришлось покинуть Нюрнберг, и он занял кафедру богословия в новом Кёнигсбергском университете. Осиандер умер, не увидев, как уничтожают его последователей.

После войны Коперник закончил работу над теорией прецессий, и тут снова навалились дела земные. Умер епископ Фабиан, и около восьми месяцев Коперник управлял епархией с помощью своего близкого друга, каноника Тидемана Гизе. Коперник занимался вопросами чеканки монеты, качество которой в военное время снижали обе воюющие стороны. Он работал над картой Королевской Пруссии (1529) и лечил нового епископа Мауриция Фербера. Исцеленный требовал от Коперника принять сан священника, угрожая оставить без зарплаты, но Коперник уклонился, а Фербер вскоре снова заболел.

Тем временем в Риме заинтересовались идеями Коперника. В 1533 году Иоганн Видманштадт делает для папы Климента VII подробный доклад о системе Коперника. Основой доклада был, по всей видимости, "Малый Комментарий". Кардинал Шёнберг, когда-то изучавший астрономию и бывавший в Вармии, написал Копернику очень благожелательное письмо, где просил сделать и прислать копию "Малого Комментария", обещая все оплатить. Источником информации Видманштадта мог быть Александр Скультети, но более вероятно, что это был каноник Дитрих фон Реден, представитель Вармии при папском престоле - предполагалось, что он и привезет кардиналу книгу.

         Иоганн Альберт Видманштадт (1506 - 1557) - известный немецкий гуманист, востоковед, филолог и теолог. Он окончил Тюбингенский университет, продолжил учиться в Италии, а в 1533 году стал личным секретарем папы Климента VII (Джулио де Медичи). Папа умер в следующем году, а Видманштадт остался секретарем у нового папы Павла III (Алессандро Фарнезе). В 1535 году он перешел к новоназначенному кардиналу Шёнбергу. Шёнберг вскоре умер, и Видманштадт сосредоточился на научной работе. Он собрал сотни еврейских, арабских и сирийских рукописей, его называют отцом европейского востоковедения.
         Николаус фон Шёнберг (1472 – 1537), или Шомберг (см. "Графиню де Монсоро") - доминиканец, учившийся во Флоренции, знавший несколько языков и объездивший всю Европу в качестве папского легата для сбора сил на поход против турок. Побывал Шёнберг и в Вармии, где занимался примирением Польши и Тевтонского ордена.

Но почему папа Климент VII заинтересовался системой Коперника? Это могло быть связано с кометой 1533 года. О ней говорится в книге Дж. Зенокара, вышедшей в Генте в 1559 г.:

"Отсюда завязался большой спор между вроцлавцем Коперником, ингольштадтцем Апианом, Иеронимом Скалой, миланцем Кардано и Геммой Фризием: так как движение ее совершалось против последовательности знаков Зодиака, от Близнецов (где она первоначально появилась) она перешла не к Раку, а к Тельцу и ушла к Овну, тогда как ей следовало двигаться в направлении последовательности знаков; значит, она была более удаленной от Земли, чем другие, ибо она дальше всех отстояла от Солнца".   

Комета явно вторглась в надлунный мир, чего учение Аристотеля не допускало. Реньер Гемма Фрисиус (1508 - 1555) - математик, картограф, мастер астрономических инструментов, учитель Меркатора, переписывавшийся с другими известными учеными - и не только. Позже он будет вспоминать о Копернике в письмах к будущему епископу Вармии, Иоанну Дантиску, не касаясь гелиоцентризма.

Итак, интерес папы и кардинала окончился для Коперника ничем. А в протестантской Германии больше интересовались астрологией. Католическая церковь ее не жаловала, а тут появилась возможность что-то наверстать. В Тюбингене астрологию преподавал Иоганн Штёффлер, учениками которого были Меланхтон, Иоханнес Карион и Иоахим Камерариус, позже занявший кафедру своего учителя. Штёффлер еще в 1499 году писал, что в феврале 1524 года все семь планет сойдутся в водном знаке Рыб, образуя многократные соединения. Карион в трактате 1521 года предсказал целый "grosse Wasserung" - второй Великий Потоп из-за соединения в Рыбах Сатурна и Юпитера. Однозначность прогноза была вопиюще непрофессиональной, и Штёффлер попытался смягчить эффект в трактате 1523 года: дескать, потопа не будет, но ожидаются осадки выше нормы. Они и были, а потом стало вообще не до потопа из-за крестьянской войны 1524-25 годов.
Записан
Правда обычно хороша. Ложь порой превосходна. Смесь того и другого всегда отвратительна.
Ниро Вулф

Colombo

  • Строители
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5020
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 11370
  • поручник
    • Просмотр профиля
Re: Как останавливали Солнце
« Ответ #5 : 27 Дек, 2019, 14:43:30 »

После войны Меланхтон стал более серьезно интересоваться теорией предсказаний, ориентируясь на библейское: "И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов" (Бытие 1: 14), Собственно, это упоминание знамений служило защитой всем астрологам христианского мира, но Меланхтона больше интересовало, как это вообще работает.

26 августа 1531 года появилась комета, и Меланхтон обратился к астрологам, чтобы определить предстоящие бедствия. Астрологи затруднились, тем временем 11 октября в битве при Каппеле погиб Ульрих Цвингли, а через два месяца скончался его сподвижник Иоганн Эколампадиус. Швейцарские реформаторы считались "ложными братьями", но их смерть подкрепила мнение, что небо посылает сигналы людям, а те их не понимают. Тогда еще не знали, что именно эта комета появляется регулярно раз в 75-76 лет независимо от дел земных и ничего предсказать не может. Эдмунд Галлей в 1705 году исследовал ее появления и предсказал очередное. Тогда же пересмотрели ее предысторию и оказалось, что комета Галлея предвещала чуму, нашествие Тохтамыша на Москву и прочее в том же духе. В 2023 году она будет в афелии, так что беспокоиться пока рано.

В 1532 году в Виттенберг приехал очень известный астролог Лука Гаурико. Меланхтон просил его уточнить гороскоп Лютера, который частенько жаловался, что родился под несчастливой звездой. Гаурико профессионально занимался астрономией и знал Коперника по Падуе. Позже он мог узнать и об учении Коперника, а затем поделиться этим знанием в Виттенберге.

          Лука Гаурико (1475 - 1558), математик и астроном, один из самых уважаемых астрологов Европы, был знаменит прогнозами не только для королей и пап, но и для претендентов на эти места. Он происходил из бедной семьи, учился неизвестно где и поступил на службу к Медичи. Он предсказал, что Джованни Медичи станет папой, Екатерина Медичи станет королевой Франции, а впоследствии - что ее муж Генрих II будет смертельно ранен на турнире. Утверждали, что это же предсказание есть в катренах его младшего коллеги Мишеля Нострадамуса, но там оно очень завуалировано. Гаурико дважды (1529 и 1532) предсказал тиару Алессандро Фарнезе, за что тот сделал его епископом. Успехи прогнозов Гаурико наводят на мысль, что причиной успехов было хорошее знание не только дел небесных, но и земных. Надо отметить принципиальность Гаурико: в 1506 году он составил гороскоп "хозяину" Болоньи Бентиволио и посоветовал ему немедленно примириться с папой Юлием II (Джулиано делла Ровере). В противном случае он обещал, что папа изгонит его из города и снесет его дворец - все в этом же году. Бентиволио разозлился, посадил астролога в тюрьму и подверг четырёхкратной пытке. Но долго сидеть Гаурико не пришлось, потому что предсказание исполнилось в точности. А вот Кардано в гороскопе короля Эдуарда VI предпочел соврать, и в тюрьму за предсказание смерти сел другой астролог.
          Младший брат Луки, Помпонио Гаурико (1482 - 1530), автор трактата о скульптуре, преподавал греческий и латынь в Неаполитанском университете. Дискутировал с Коперником о том, что является для нас высшим из искусств. Гаурико отстаивал скульптуру, Коперник был за астрономию.
Лютер к астрологии относился без всякого уважения. В 1540 году (а за ним записывали многое) он выразился так: "Никто, ни Пауль, ни ангел небесный, ни даже Филипп, никогда не заставят меня поверить в эти астрологические гадания... Если они два-три раза что-то правильно угадают, так об этом только и разговору, а как ошибутся, так помалкивают". (цитата по И.С.Дмитриеву, здесь Лютер упоминает апостола Павла и Меланхтона). Но при Меланхтоне Лютер сдерживался, иногда допуская некое влияние звезд на человека - впрочем, непознаваемое. По поводу гелиоцентрической теории, о которой узнавали все больше, он высказался в 1539 году, и это цитируют все.

"Рассказывают о новом астрологе, который хочет доказать, будто Земля движется и вращается вокруг себя, а не небо, не Солнце и не Луна; все равно, как если кто-нибудь сидит в телеге или на корабле и движется, но думает, что он остается на месте, а земля и деревья движутся ему навстречу. Но тут дело вот в чем: если кто хочет быть умным, то должен выдумать что-нибудь свое собственное и считать самым лучшим то, что он выдумал. Дурак хочет перевернуть вверх дном все искусство астрономии. Но, как указывает Священное Писание, Иисус Навин велел остановиться Солнцу, а не Земле".

Некоторые историки считают, что Лютер вряд ли читал "Commentariolus", и что жесткая оценка не обязательно относится к Копернику. Так или иначе, но аналогия с телегой выглядит перевернутой и говорит скорее против неподвижности Земли - если рассматривать ее как телегу с наблюдателем.

Мы столько говорим о вождях Реформации из-за одного студента Виттенбергского университета, без которого эта история могла кончиться совсем иначе. 16 февраля 1514 года в австрийском городе Фельдкирх, на границе с Лихтенштейном, в семье врача Георга Изерина родился сын Георг. Его отец участвовал в городском управлении и сам занимался образованием сына. Но когда Георгу-младшему было 14 лет, отца обвинили в колдовстве, судили и отрубили голову. Для полного искоренения скверны семье запретили носить фамилию Изерин. Мать вернула девичью фамилию - она была итальянкой, и ее звали Томазина де Поррис. Фамилия переводится как "лук-порей", сын перевел ее на немецкий и прибавил "Ретикус" в честь родных мест - бывшей римской провинции Реция. Получилось красиво: Георг Иоахим фон Лаухен Ретикус.

Доктор Ахиллес Гассер унаследовал практику доктора Георга Изерина и помог его сыну продолжить образование - сначала в Фельдкирхе, затем в Цюрихе. В 1533 году Ретикус приезжает в Виттенберг с рекомендательным письмом Гассера к Меланхтону, поступает в университет и учится там до 1536 года. Меланхтон заметил выдающиеся способности Ретикуса в математике и интерес к астрологии. А еще он заметил деталь, важную для астролога: сам он родился тоже 16 февраля. С помощью Меланхтона Ретикус стал преподавателем математики и астрономии в Виттенбергском университете с зарплатой в 100 гульденов. Спустя два года Меланхтон снова использовал свое влияние, чтобы организовать для Ретикуса отпуск "для учебы у ведущих астрономов современности".

По итогам этой учебы у всех возникает вопрос - а кто подал Ретикусу идею посетить Коперника? Маловероятно, что это был сам Меланхтон: в рекомендательном письме к Камерариусу (от 15 октября 1538 г.) говорится о намерении молодого профессора посетить Шёнера и Апиануса, но о Копернике нет ничего. Это мог быть астроном Петер Апианус, участвовавший вместе с Коперником в споре по поводу кометы 1533 года. Но почти наверняка это был издатель Иоганн Шёнер, поскольку написанное Ретикусом введение в труд Коперника, известное как "Narratio Prima" ("Первое изложение") было адресовано именно ему. Издатели во все времена люди очень информированные. Кроме того, еще Региомонтан основал в Нюрнберге типографию (1474), планируя издавать сочинения древних и современников по математике и астрономии. Меланхтон и другие виттенбергские астрономы планировали продолжить и развить дело Региомонтана, обширное собрание рукописей которого сохранил Шёнер. Речь шла о перестройке всего астрономического образования в Виттенберге, и одной из целей поездки Ретикуса была поддержка этого проекта.

Ретикус поехал в Нюрнберг, где встретился с Шёнером и печатником Иоганном Петреиусом. Он посетил Апиануса в Ингольштадте и Иоахима Камерариуса в Тюбингене, съездил на родину и повидался с доктором Гассером. А в мае 1539 года Ретикус прибыл во Фромборк и около двух лет учился там у ведущего астронома современности - в буквальном соответствии с командировочным заданием.
Записан
Правда обычно хороша. Ложь порой превосходна. Смесь того и другого всегда отвратительна.
Ниро Вулф

Colombo

  • Строители
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5020
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 11370
  • поручник
    • Просмотр профиля
Re: Как останавливали Солнце
« Ответ #6 : 27 Дек, 2019, 14:50:40 »

Ретикус писал о своем визите в 1542 году в письме бургомистру Фельдкирха Г. Виднауеру:

" Я слышал о славе Мастера Николауса Коперникуса из северных земель, и хотя университет Виттенберга сделал меня публичным профессором этих искусств, я не считал свое образование завершенным, пока не узнаю что-то большее от этого человека. И я должен сказать, что не жалею ни о затратах, ни о длинном путешествии и других трудностях. И мне кажется великой наградой за все эти тяготы то, что я, довольно дерзкий молодой человек, добился того, что этот почтенный мастер поделился со мной своими идеями в этой науке раньше, чем со всем миром".

В это время большой труд Коперника был в основном готов, оставались доделки, но автора все время что-то отвлекало. 1 июня 1537 умер епископ Маврикий Фербер. Король не захотел назначить друга Коперника Тидемана Гизе, а прислал Яна Дантиска, личность крайне многостороннюю.

Одни называют его сыном пивовара Флешбиндера, другие - сыном изготовителя канатов Хоффенса (Гефена?) из Данцига (отсюда и псевдоним). Ян Дантиск  (1485-1548) с детства отличался умом и сообразительностью, писал куртуазные стишки, путешествовал, воевал с татарами и служил при разных королевских дворах. Он был секретарем короля Польши, приближенным императора Максимилиана I и дипломатом при императоре Карле V. Он был знаком с очень многими, включая Гемму Фризиуса, Лютера и Меланхтона. В 1533 году его назначили епископом в Хелме, и он пригласил на торжество по этому поводу каноников Николая Коперника и Филиппа Рейха. Те вежливо отказались, а Дантиск затаил "некоторое хамство".

Став епископом, Дантиск обратил внимание на то, что экономка в доме каноника Коперника не отвечает правилам. У него не нашлось близкой родственницы с безобразной внешностью. Экономкой была дочь мастера-медальера из Торуня Анна Шиллинг с внешностью вполне привлекательной. С этим Дантиск смириться не мог и начал уговаривать Коперника прямо и через Тидемана Гизе сменить экономку. Осенью 1539 года ей пришлось переехать в свой дом, а потом вообще покинуть город. Даже после смерти Коперника прихвостни Дантиска (некоторых он просто притягивал) писали доносы при каждом ее появлении во Фромборке. Искорененяли как могли...

Ретикус неизменно называет Коперника своим учителем. Однако учение началось не сразу. В марте Дантиск издал эдикт против ереси, согласно которому все сочувствующие лютеранству изгонялись из Вармии. А тут приезжает целый профессор из самого кубла этой ереси, дарит канонику Копернику книжки по астрономии и заявляет, что хотел бы ближе познакомиться с учением уважаемого мастера, слухи о славе которого до него, видите ли, дошли. Коперник наверняка посоветовался с Тидеманом Гизе, а тот пригласил обоих к себе в Хелмно. Там они провели несколько недель в поисках выхода. Нужно было найти для Коперника влиятельного покровителя, который бы сдерживал Дантиска, и самой реальной кандидатурой был герцог Альбрехт Прусский.

Герцог покровительствовал наукам, но нужно было показать ему значение работы Коперника. Хитрый план заключался в следующем: Ретикус напишет книгу, где популярно (без цифр) излагалось бы учение Коперника и заодно прославлялось мудрое управление Пруссией герцога Альбрехта. Это стало бы основой для обращения к герцогу за поддержкой. Но Копернику и Гизе как представителям католической церкви неудобно было обращаться к герцогу, представлявшему как-никак протестантскую ересь. Тогда Ретикус срочно едет в Нюрнберг и договаривается с Андреасом Осиандером, доверенным лицом герцога. А вернувшись, углубляется в теорию Коперника и тут же излагает ее основу - с помощью самого мастера. "Narratio prima" по сей день считается  лучшим введением в труд Коперника и обычно издается в его составе. Рукопись была готова 23 сентября 1539 года. Ретикус едет в Данциг и встречается с бургомистром, который помогает ее напечатать. И уже 23 апреля 1540 года Гизе посылает герцогу экземпляр "Narratio prima". А летом начинается переписка Коперника с Осиандером, кое-что из которой попало и в "De Revolutionibus...".

В это время Дантиск продолжает очищение веры Христовой. Еще летом 1539 года друг Коперника каноник Александр Скультети был обвинен в ереси, недозволенной торговле льном и сожительством с экономкой, у которой от него дети. По приказу короля документы по делу ушли в курию и там застряли, поскольку у Скультети в Риме было много друзей. Потеряв терпение, 24 мая 1540 года король вызвал Скультети на королевский суд для дачи объяснений. Скультети проигнорировал королевское приглашение и махнул в Рим, бросив дом. В дом тут же незаконно вселился брат настоятеля собора Павла Плотовского Николай. Для разбирательства дела об имуществе в Вармийском капитуле создали судейскую коллегию, в которую вошел и Коперник. Но на первом слушании 10 января 1541 года Н. Плотовски потребовал вывести Коперника из состава коллегии, поскольку он виновен в том же, что и Скультети. Следующее заседание суда, где Плотовски обещал представить компромат, было назначено на 23 апреля.

В начале апреля 1541 года Вармийский капитул получает послание от герцога Альбрехта, где он просит помощи для своего придворного при лечении болезни, коей большим знатоком является достопочтенный каноник Николай Коперник. Капитул не видит причин для отказа, и Коперник немедленно выезжает в Кенигсберг. 13 апреля капитул получает от герцога благодарственное письмо, где говорится, что Коперник еще очень нужен. Слушание дела перенесли на 27 июня, но в начале мая Альбрехт снова просит капитул о продлении срока пребывания Коперника в Кенигсберге. В июне Коперник возвращается во Фромборк и вскоре его и настоятеля Плотовского вызывает к себе Дантиск - срочно, до завтрака. Причиной оказалось еще одно письмо: Альбрехт сообщает, что он продолжает очень нуждаться в медицинских советах Коперника, и что он очень хотел бы, чтобы та судебная тяжба разрешилась к полному его (читай - их с Коперником) удовлетворению. Дантиск отказать не смог - не зря его называют отцом польской дипломатии (а если Юзеф Липски ее сын, получается своеобразное единство). И все пошли завтракать, хотя некоторые безо всякого аппетита.

Позже Дантиск передал Копернику стихи собственного сочинения, написанные для книги Коперника. В этом был весь Дантиск, но даже примазаться к гелиоцентрической ереси не вышло. Коперник выразил благодарность и отдал стишок Ретикусу. Он в 1542 г. издал отдельную часть "De Revolutionibus..." c основами сферической тригонометрии и тригонометрическими таблицами, которые Ретикус профессионально пересчитал с меньшим шагом по углу. Туда и было вставлено творение епископа Вармии.

Ретикус выехал в Пруссию в августе 1541 года, когда труд Коперника был доработан и практически готов. Он знал, что герцог любит точные науки и пытается вывести формулу длительности дня. Ретикус подарил ему свою книгу и карту Пруссии, а день спустя - инструмент для измерения длительности дня. После этого он попросил герцога дать письменное разрешение на издание книги Коперника. Альбрехт согласился легко, но пожурил Ретикуса, что тот совсем забросил университет. И в сентябре Альбрехт пишет похвальное письмо курфюрсту Саксонии и в Виттенберг с просьбой всячески поддержать деятельность Ретикуса и его проект публикации книги Коперника.

Ретикус вернулся в Виттенберг и был выбран деканом факультета Свободных искусств (практически - начального). Но Меланхтон отнесся без восторга к его усилиям по продвижению учения Коперника. В одном из писем он осудил "антисократический" образ мыслей Ретикуса и его страсть к новым идеям. Полномочия декана заканчивались 30 апреля 1542 года. Иоахим Камерариус устроил назначение Ретикуса профессором высшей математики в Лейпцигском университете. В мае, по дороге в Лейпциг он заехал в Нюрнберг и передал рукопись "De Revolutionibus..." лучшему печатнику города (а может, и мира) Иоганну Петреиусу. Меланхтон дал Ретикусу рекомендательные письма к влиятельным людям Нюрнберга (хотя сам считал, что гелиоцентризм студентам давать рано). Однако Ретикус не мог остаться для наблюдения за процессом, и это взяли на себя Осиандер и сам Петреиус.
Записан
Правда обычно хороша. Ложь порой превосходна. Смесь того и другого всегда отвратительна.
Ниро Вулф

Colombo

  • Строители
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5020
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 11370
  • поручник
    • Просмотр профиля
Re: Как останавливали Солнце
« Ответ #7 : 27 Дек, 2019, 14:54:47 »

Будущего Предисловия с посвящением папе Павлу III в рукописи еще не было. О разрешении от Альбрехта в католическом мире лучше было даже не заикаться. Чтобы предохранить книгу от нападок ревнителей все равно какой веры, Осиандер написал Ad lectorem, т.е. обращение к читателю. В нем он утверждал, что гипотезы, изложенные в этой книге, не претендуют на истину, а предназначены лишь упростить вычисление положения небесных тел. Обращение не было подписано, и автор оставался неизвестным, пока через  50 лет его не установил Кеплер. Еще Осиандер слегка изменил название, чтобы оно выглядело менее вызывающим. Некоторых потрясла такая подмена, и Ретикуса в том числе (в экземплярах,которые он раздавал друзьям, Ad lectorem было перечеркнуто красным крест-накрест). Другие считают, что только благодаря обращению Осиандера работу Коперника прочитали, а не потащили немедленно на костер.

Книга вышла из печати к 20 апреля 1543 года. В ней было посвящение папе и благодарность канонику Тидеману Гизе. Протестанты герцог Альбрехт, Ретикус и Осиандер не упоминались. Ретикус был возмущен, что с ним даже не посоветовались, а Гизе даже грозился подать на Петреиуса в суд. Впрочем, историки считают это своего рода страховкой на случай, если бы в Риме узнали, кто был автором Ad lectorem. Епископ Гизе в компании с еретиком - это перебор, но если он ничего не знал, а во всем виноват печатник, это другое дело. Но - не пригодилось.

Коперник умер 24 мая от кровоизлияния в мозг. Рукопись ""De Revolutionibus..." Гизе передал Ретикусу, от него она перешла к Валентину Отхо, затем к гейдельбергскому профессору Якобу Кристману. У его вдовы рукопись купил Ян Амос Коменский (Ниванский), затем она попала в библиотеку графов Ностиц, до 1956 года находилась в Праге, затем в Кракове.

Ретикус преподавал в Лейпциге (1542-1545), а потом взял отпуск, отправился путешествовать и посетил в Милане Кардано. Тут у него начались проблемы со здоровьем, и он отправился в Цюрих, где занялся изучением медицины. Ретикус вернулся в Лейпциг в 1548 году. При поддержке Меланхтона он стал членом факультета теологии в Лейпциге.

Конечно, ему завидовали. В апреле 1551 года произошел скандал - Ретикуса обвинили в гомосексуальной связи со студентом. Как работает суд, он знал прекрасно, а потому мгновенно сбежал в Прагу. Суд произошел в его отсутствие, друзья, в том числе Меланхтон, предпочли не вмешиваться, приговор был - 101 год ссылки.

В Праге Ретикус продолжил изучать медицину (1551-1552), а потом провел 20 лет в Кракове как практикующий доктор. При этом Ретикус занимался математикой, делал инструменты, выполнял астрономические  наблюдения и алхимические эксперименты. Работу Ретикуса над тригонометрическими таблицами субсидировал император Максимилиан II, что позволило нанять шесть ассистентов-исследователей. В главной работе Ретикуса по тригонометрии Opus Palatinum de triangulis приведены таблицы шести тригонометрических функций. Работа была завершена и опубликована в 1596 г. Валентином Отхо, много лет спустя после смерти Ретикуса.

Отхо учился в Виттенберге, а затем отправился посетить Ретикуса, подобно тому, как сам Ретикус посетил Коперника. Отхо пишет:

    Мы едва ли обменялись несколькими словами о том-сем, когда, узнав о цели моего визита, он воскликнул: "Вы явились повидать меня в том же возрасте, в котором был я сам, когда я увидел Коперника. Если бы я не встретил его, ни одна из его работ не увидела бы света".

Записан
Правда обычно хороша. Ложь порой превосходна. Смесь того и другого всегда отвратительна.
Ниро Вулф

passer-by

  • Герцог
  • *****
  • Карма: 9244
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 13996
  • Я вольный воробей на ветке, от указаний отвернусь
    • Просмотр профиля
Re: Как останавливали Солнце
« Ответ #8 : 28 Дек, 2019, 12:08:04 »

Огромнейшее спасибо, эр Colombo! Это было необыкновенно интересно, зачиталась. Узнала столько интересного. Прочла вначале "взахлёб"  :), а потом ещё раз, поскольку множество неизвестных мне, но очень интересных персонажей "зацепились" поначалу только краем глаза.
Сурово относились к красивым экономкам, однако.  :D



Записан
"Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим,-
Потому, что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!" (с)
"Но разве тот, кто трусит глубины,
Найдет свою сияющую пристань?" Марриэн
Είναι ανώτερη σοφία να μπορείς να ξεχωρίζεις το καλό απ' το κακό

curious

  • Барон
  • ***
  • Карма: 161
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 124
  • Я не изменил(а) свой профиль!
    • Просмотр профиля
Re: Как останавливали Солнце
« Ответ #9 : 06 Янв, 2020, 19:12:45 »

Да, спасибо за доставленное удовольствие, эр Colombo. Богата всё-таки эпоха Возрождения гигантами, умудрявшимися успешно действовать в, казалось бы, несовместимых сферах деятельности.

Улыбнуло Ваше «Однозначность прогноза была вопиюще непрофессиональной»; неожиданным для меня оказалось¸что Коперник считал астрономию искусством (не говорите этого фоку Гюнце!).
И мне кажется, Вы недопоняли Лютера с его аналогией телеги: как мне представляется, Лютер именно приводит аналогию, чтобы прояснить для читателя совершенно безумную идею, что это вращается именно Земля, а не Солнце. То есть Лютер прекрасно понял, о чём речь - но идею категорически не принял (предвосхитив тем самым Александра Фридмана :) ).
Записан
И даже век спустя семь бед - один ответ

Colombo

  • Строители
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5020
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 11370
  • поручник
    • Просмотр профиля
Re: Как останавливали Солнце
« Ответ #10 : 06 Янв, 2020, 20:55:44 »

Да, спасибо за доставленное удовольствие, эр Colombo. Богата всё-таки эпоха Возрождения гигантами, умудрявшимися успешно действовать в, казалось бы, несовместимых сферах деятельности.
Спасибо. Были титаны, были и чайники - главное, что все кипело. ;D

Цитировать
неожиданным для меня оказалось¸что Коперник считал астрономию искусством (не говорите этого фоку Гюнце!).
Это общий тогдашний подход: в искусстве, в отличие от науки, нельзя что-то доказать. Арифметика - это искусство, потому что база для доказательств появится сильно потом. Начальный университетский курс - это семь свободных искусств, тривиум плюс квадриум (3+4). А вот в теологии доказательства возможны, ибо - Священное Писание. Но это уже не начальный курс. А астрономия - искусство, потому что пощупать ничего нельзя, все умозрительно, и на Писание не очень-то сошлешься.

Цитировать
И мне кажется, Вы недопоняли Лютера с его аналогией телеги: как мне представляется, Лютер именно приводит аналогию, чтобы прояснить для читателя совершенно безумную идею, что это вращается именно Земля, а не Солнце. То есть Лютер прекрасно понял, о чём речь - но идею категорически не принял (предвосхитив тем самым Александра Фридмана :) ).
Возможно, недопонял я.  Возможно, недопонял доктор Лютер. Тут много возможностей. ;)
Записан
Правда обычно хороша. Ложь порой превосходна. Смесь того и другого всегда отвратительна.
Ниро Вулф

Зануда

  • Герцог
  • *****
  • Карма: 507
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 1456
  • Я не изменил(а) свой профиль!
    • Просмотр профиля
Re: Как останавливали Солнце
« Ответ #11 : 07 Янв, 2020, 13:03:10 »

Если по невнимательности пропустил чего важного, то просьба сильно не бить.
Но вот вопрос возник - интересно, а почему не возникла - или она таки возникала? - простая геоцентрическая система без эпициклов и прочих костылей, с одним допущением - вокруг неподвижной (ну понятно же, что она не может двигаться!  ;D - Земли вращаются (сперва по круговым орбитам, позже это могло и до эллиптических доработаться) звёзды, Луна и Солнце. А вокруг Солнца уже крутятся планеты. Т.е. взять современную картину с системой отсчёта Земля. Надолго б точности хватило у этой системы КМК.
« Последнее редактирование: 07 Янв, 2020, 14:10:00 от Зануда »
Записан

Colombo

  • Строители
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5020
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 11370
  • поручник
    • Просмотр профиля
Re: Как останавливали Солнце
« Ответ #12 : 07 Янв, 2020, 17:18:15 »

Если по невнимательности пропустил чего важного, то просьба сильно не бить.
Но вот вопрос возник - интересно, а почему не возникла - или она таки возникала? - простая геоцентрическая система без эпициклов и прочих костылей, с одним допущением - вокруг неподвижной (ну понятно же, что она не может двигаться!  ;D - Земли вращаются (сперва по круговым орбитам, позже это могло и до эллиптических доработаться) звёзды, Луна и Солнце. А вокруг Солнца уже крутятся планеты. Т.е. взять современную картину с системой отсчёта Земля. Надолго б точности хватило у этой системы КМК.
Конечно, Земля двигаться не может. И прана пневма низкого качества, и вообще - как все это должно лететь?

"Тело Земли велико, медлительно и непригодно для движения" - Тихо Браге.

Конечно, такая система возникала. Она называется гео-гелиоцентрическая - см. тут. Но сначала особых преимуществ у нее видно не было, потом появилась система Коперника, потом Тихо Браге сделал ставку на гео-гелиоцентрический вариант, он стал завоевывать популярность - а уж потом пришел Ньютон и навел порядок.

Да, следует добавить ссылки. Биографии участников брались в Википедии, на MacTutor и где попа дется. Особо следует отметить две книги:

1. И. Н. Веселовский, Ю.А. Белый. Николай Коперник (1473-1543) / М.: Наука, 1974.

2. И.С. Дмитриев. «Искушение святого Коперника: ненаучные корни научной революции» Источник:    
http://www.astro-cabinet.ru/library/isvk/iskushenie-svyatogo-kopernika-nenauchnie-korni-nauchnoy-revolyucii.htm

Первая книга - основательный труд, с астрономическими подробностями и довольно полной биографией Коперника, вышедший к его 400-летию. Во второй много внимания уделено вопросам мировоззрения во все времена - от античности до Возрождения, когда оное мировоззрение дозрело до геоцентризма. Еще Дмитриев анонсировал продолжение, уже про Галилея.
« Последнее редактирование: 07 Янв, 2020, 17:30:42 от Colombo »
Записан
Правда обычно хороша. Ложь порой превосходна. Смесь того и другого всегда отвратительна.
Ниро Вулф

фок Гюнце

  • Энциклопедист
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5860
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 32750
  • El sueño de la razón produce monstruos
    • Просмотр профиля
    • Мысли вслух
Re: Как останавливали Солнце
« Ответ #13 : 26 Янв, 2020, 14:38:24 »

В сущности, давайте посмотрим на три теории с точки зрения XVII века.
Геоцентрическая система наиболее идейно проста, согласуется с астрономическими наблюдениями - но необъяснимо и подозрительно сложна математически (каковая сложность требуется для описания  наблюдаемого движения внешних планет индивидуальным подбором параметров эпициклов с диферентами разеых порядков) До простого движения по эллипсу еще не дозрели, да и эллипсы в модели эксцентричные.
Геогелиоцентрическая система математически не столь сложна, согласуется с астрономическими наблюдениями - но зато вызывает вопросы: гелиоцентрические орбиты планет с радиусами, большими радиуса геоцентрической орбиты Солнца  выглядели как-то странно.
Гелиоцентрическая модель Коперника несколько упрощала математику - хотя некоторые аномалии движения планет, обусловленные наблюдаемым отличием фактического эллипса орбиты от принятой в модели окружности, никуда в модели не девались - но решительно противоречила астрономическим наблюдениям: если Земля обращается вокруг Солнца, должны наблюдаться годовые (параллактические) смещения неподвижных звезд, а где они, простите? То есть, как забавная математическая игрушка или полезный инструмент годится, но люди уже вполне дозрели до понимания, что правильная теория должна не только давать полезный инструмент, но и соответствовать наблюдению.
Записан
Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
(אַז מען עסט שוין חזיר, זאָל רינען איבער דער באָרד" (‏שלום עליכם"

Colombo

  • Строители
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5020
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 11370
  • поручник
    • Просмотр профиля
Re: Как останавливали Солнце
« Ответ #14 : 27 Янв, 2020, 16:06:43 »


Гелиоцентрическая модель Коперника несколько упрощала математику - хотя некоторые аномалии движения планет, обусловленные наблюдаемым отличием фактического эллипса орбиты от принятой в модели окружности, никуда в модели не девались - но решительно противоречила астрономическим наблюдениям: если Земля обращается вокруг Солнца, должны наблюдаться годовые (параллактические) смещения неподвижных звезд, а где они, простите? То есть, как забавная математическая игрушка или полезный инструмент годится, но люди уже вполне дозрели до понимания, что правильная теория должна не только давать полезный инструмент, но и соответствовать наблюдению.
Люди  XVII века были наивны. Они не дозрели до понимания того, что сфера звезд для них безвозвратно утеряна. Тонны и тонны прозрачнейшего хрусталя попали в руки каких-то ловкачей, а сами звезды, оставшись без опоры и поддержки, переместились (природу этого перемещения еще предстояло исследовать) так далеко, что какой уж там параллакс... Но со временем справедливость востро жествует! Когда Землю будут принимать в Организацию Объединенных планет, вопрос о компенсации за пропавшую звездную сферу будет поставлен обязательно - в дополнение к вопросу о зарождении жизни (там еще некое месиво взбалтывали угольной лопатой, скособоченной влево, подробности у Ст. Лема:
https://www.booksite.ru/fulltext/0/001/005/167/026.htm
).
Записан
Правда обычно хороша. Ложь порой превосходна. Смесь того и другого всегда отвратительна.
Ниро Вулф