Буквально сегодня прочёл новую книжку Модеста Колерова "Тоталитаризм". Там описывается происхождение и эволюции западной доктрины "тоталитаризма". "Трёмя источниками и трёмя составными частями" автор видит во-первых, пропагандистскую линию меньшевиков, во-вторых, троцкистов и прочих ультралевых и, в-третьих, наиболее радикальную часть либерального лагеря( либертарианцев), объединённых после войны под эгидой американской разведки для дискредитации СССР. Причём конструкт стал создаваться почти сразу после Мюнхена, чтобы объяснить, почему Мюнхен - хорошо, а Молотов-Риббентроп - плохо, 1941-1943 году был задвинут в чулан, а после войны извлечён, доработан и превращён в нечто монструозное, к которому стали постепенно присоединяться голоса ультраправых (вроде Ильина), начинавших приходить в себя после 1945 года, а само слово из обозначения режима индустриалистского режима в состоянии тотальной войны стало означать маловразумительный эвфемизм для "всего плохого". Именно в связи с меньшевистскими и троцкистскими корнями этой доктрины связывает Колеров такое её влияние конкретно на Россию (а не, например, на коммунистический Китай)
Интересная цитата из Бердяева оттуда:
Нужен не страх коммунизма и не антикоммунистический фронт, который неотвратимо превратится во фронт фашистский, а христианизация и спиритуализация коммунизма при признании в нем положительной социальной правды... И нужно потерять совесть, чтобы считать более соответствующим христианству капитализм. Мир идет к социализму в той или иной форме(с) цит. по: М. Колеров. Тоталитаризм. с.101
Как показала практика для того, чтобы из фронта уже не антикоммунистического, а просто антисоциального, олигархического, стать фашистским даже и коммунизма как значимого фактора политики не нужно (см. Украину или нынешнюю Восточную Европу, с её поголовной реабилитацией авторитарных режимов 1930-х годов)