Закончив читать «Оно» Стивена Кинга (похоже это будет для меня главной книгой года) решил оценить обе экранизации на тему насколько вообще киношникам удалось перенести сюжет книги на экран. От старой экранизации не ждал ничего особенного, так как знал, что она – малобюджетная и телевизионная (из той эпохи, когда сериалы были максимально дёшевы). От новой также не ждал ничего хорошего, поскольку всем понятно, что Голливуд ныне уже не тот, что был ещё лет пятнадцать назад. В обще планка была установлена довольно низко.
Разумеется, оба фильма оставили большую часть романа за бортом. К этому я также был готов, поскольку прекрасно понимал, что ни трёх (как было в 1990 году), ни даже пяти часов (как случилось недавно) для всеобъемлющей экранизации не хватит. Тут сериал нужен на 10 – 12 часовых серий, но кто же на такое даст денег, если сериалу моментально присвоят рейтинг 18+? В общем обе экранизации взяли завязку истории и несколько ключевых событий, а дальше начали работать с этим материалом. И знаете что? Второсортные телевизионные сценаристы и режиссёры справились с задачей гораздо лучше, своих голливудских коллег! Тут тебе и попытка выстроить сразу две временных линии (как и в романе), а не механическое разделение событий на приключение детей и приключения взрослых. Тут и более адекватные реплики героев в детстве. Старая экранизация более-менее придерживалась текста романа, а вот новая обогатилась невероятно смешными шуточками в духе «Я твою мамку имел», в результате чего смотреть первый фильм современной экранизации было довольно мучительно. И конечно видны заимствования современных сценаристов, которые беззастенчиво потырили у своих телевизионных коллег идею о том, что толстяк Бен Хэнском был новеньким в своём классе и что взрослые герои после своего возвращения в Дерри только и думали о том, чтобы сбежать из него бросив остальных разбираться с Оно самостоятельно.
Очень удивила отсебятина в отношении экранизации кошмаров каждого из героев. К Кинга в романе каждая из этих сцен предельно кинематографична, так что, казалось бы, киношникам только и остаётся перенести всё на экран. Но нет, почти все оригинальные кошмары были заменены. Опять же в случае старой экранизации это можно объяснить скромным бюджетом, но в случае с новым фильмом подобный подход вызывал только удивление.
Ну и актёрская игра. Как ни странно, и здесь тоже старая экранизация оказалась лучше, чем новая. Да, некоторые актёры играли недостоверно. Но примерно у половины из них вышло неплохо. В кинофильмах же вроде бы все играют ровно, откровенно плохой игры нет, но нет и старания вдохнуть жизнь в образ своих героев. И совершенно нет химии между актёрами. Это особенно заметно во втором фильме, когда за дело берутся взрослые актёры и списать недостатки игры на неопытность подростков уже не получается. Вместо старых друзей, каждый из которых готов отдать жизнь, чтобы только спасти остальных перед нами кучка чужих людей, которые постоянно истерят, скулят или крайне глупо шутят.
В сухом итоге первая экранизация освещает примерно двадцать процентов книги (остальное всё либо порезано, либо отсебятина). У новой экранизации примерно также. Правда фильмы 2017 и 2019 года в сумме на два часа длиннее, чем экранизация 1990 года. Если не считать великолепной операторской работы старый фильм выглядит лучше современной дилогии. Фактические современные сценаристы и режиссёр оказались хуже своих телевизионных коллег тридцатилетней давности.