Расширенный поиск  

Новости:

На сайте - обновление. В разделе "Литература"  выложено начало "Дневников мэтра Шабли". Ранее там был выложен неоконченный, черновой вариант повести, теперь его заменил текст из окончательного, подготовленного к публикации варианта. Полностью повесть будет опубликована в переиздании.

ссылка - http://kamsha.ru/books/eterna/razn/shably.html

Автор Тема: Путевые заметки  (Прочитано 13940 раз)

prokhozhyj

  • Естествоиспытатель
  • Хранитель
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 9046
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 14995
  • Без звериной серьёзности.
    • Просмотр профиля
    • Заметки на обочине
Путевые заметки
« : 10 Янв, 2018, 02:11:11 »

Нашёл у себя в архиве записки о рейсе в Южный океан в 2011 году. Поискал на старом форуме по ключевым словам, и не нашёл. Так что, похоже, ещё не показывал. Ну, вот.


...Всё, придумал, как я с рейсом сделаю. У меня тут есть несколько мэйлов, которые я на берег слал, я из них дневничок сложу, как раньше в "Письмах с моря" делал, и карту сейчас нарисую, а потом про отдельные места будут картинки. Вот. Ну, поехали. "Академик Иоффе", 36 рейс.


      23.10.2011 г.

      Этой ночью вышли из Монтевидео и бодро бежим на юг. Вокруг балла четыре и покачивает. Вроде встроил компьютер в корабельную сеть, и теперь можно пересылать радисту e-mail'у для берега.
      До Монтевидео добирались долго и муторно, с 12-часовым бомжеванием в римском аэропорту, но город немножко посмотреть удалось. Утром пробежал круг по ближайшим к отелю улочкам, а потом появился "Иоффе", всех повезли на корабль, и оказалось, что наш посол приглашает желающих учасчтников экспедиции попить чайку (посольство помогало со стоянкой судна). Я поехал, и это оказалось дивно удачно. Во-первых, посольство гнездится в старинном испанском особняке. Нет, я, конечно, подозревал, что внутри они тоже красивые, но что настолько... А потом посольские предложили повозить по городу, и часа полтора повозили-попоказывали, и, главное, не на уровне "а вот пямятник национальному герою Комуто Наконе", а действительно интересно рассказывали. Довезли до той самой монте, которую видео, и оттуда был потрясающий вид на закатный город, посреди которого золотым светящимся зубом торчал офис уругвайской телефонной компании, специально построенный так, чтобы ловить стеклянной стеной закат... Кстати, говорят, что знаменитый крик "вижу гору!", похоже, очередная морская легенда, а имя Montevideo пришло с испанских лоций, и изначально означало "monte VI" при движении вдоль берега с востока на запад (Е-О) от какого-то опорного пункта, не вспомню сейчас, от какого.
      Вот. Что ещё? Уругвай знаменит тем, что тут умеют жарить мясо, так что уже ввечеру, вернувшись в порт, забрели в кабачок и устроили отвал с собственно lomo a punto, колбасками chorizo и molleja (каковая molleja есть жареная вилочковая железа, неожиданно вкусная). Ну а потом уже был отход. Уходили в 4 утра здешних, но, поскольку это 10 утра по Москве, я как раз проснулся и успел кинуть монетку. А утром был потрясайщий рассвет над гладким морем, а потом сбоку пришло удивительное облако: длинный, от горизонта до горизонта, относительно (относительно) нетолстый цилиндр, и сразу за ним - второе такое же. Картинка была абсолютно марсианская, ни разу такого не видал, и наши атмосферщики тоже чешут затылки. При этом облака довольно быстро шли над океаном (фронтом, разумеется), и, когда всё это прокатывалось над кораблём, под ними ощутимо дуло.
      До места работ нам трюхать ещё неделю. Пароход пока осваиваю, кормёжка вполне съедобная. С завтрашнего дня начинаем шить и обстроплять планктонные сетки.

      24.10.2011 г.

      Бежим на юг. Показывают альбатросов и китов. А ночью разбежались облака, и были хорошо видны Южный крест и самый большой смайлик Земли: два глаза Магеллановых облаков над скобкой Млечного пути :).

      27.10.2011 г.

      Вошли в пролив Дрейка (и, соответственно, в Южный океан). За бортом лепота: не больше пяти баллов на море и целых четыре градуса в воздухе. Где-то через полсуток должны начаться работы.

      28.10.2011 г.

      Отработали первую станцию на 62°S 59°W. Теперь будем тянуть разрез на север, к Огненной земле. В воздухе ноль, в воде минуса (умеет, ибо солёная), на палубе местами лёд, но море тихое, только зыбуха ходит (эта, правда, здоровенная, так что покачивает). Из волн временами выпрыгивают пингвины, утром был айсберг, а сейчас лёг туман.

      29.10.2011 г. 61°05' S 60°45' W.

      Ползём с работами сквозь снежные заряды. Хорошо, что на север: там должно быть теплее :).

      29.10.2011. 20:36. 60°49'S 61°03'W.

      В скриптории холодно, и пальцы мои мёрзнут... Разрез продолжается. Ветерок разогнался до 10 м/с, в воде минус полтора градуса, и перчатки норовят примёрзнуть к оголовью стакана планктонной сетки. Море в барашках, и пену вытягивает в полосы. По спикеру запретили выходить на внешние палубы поодиночке. Но зато вечером выглянуло солнце, и волны стали синими с голубовато-зелёным прозрачным проблеском на макушках. На фотографиях оно категорически не получается. И летают буревестники.

      30.10.2011. 12:20. 60°14'S 61°43'W.

      Отсыпаюсь после ночной вахты. Опять раздувает, и за окошком вполне пристойная волна. А ночью чуть стихло, и отработали без особых ужасов. На 60°32'S вышли из вод биологической зимы и попали на водорослёвое цветение воды. Так что проба из верхнего 50-м столба пришла оливково-бурой, малопрозрачной, и обладала, как изящно выразилась Саша Ступникова, интенсивным запахом жизни. Подумал сначала, что не скребанули ли обрастаний с корпуса, но нет, оказался честный фитопланктон: весна-с. Потом ещё долго отмывали от слизи газ планктонной сетки.
      Рядом с носовой лабораторией в запертом очкуре хранят ящики пива для будущих туристов. В качку их несколько поколотило, и сначала у нас пару дней стоял медвяно-пивной дух, а нынче из-за стенки стало подтекать. Правда, уже не пахнет :).

      31.10.2011. 11:26. 59°40'S 62°23'W.

      Вчерашнее раздувание окончилось честным штормом (по оценке мостика – восьмибалльным), так что вечер мы просто проштормовали носом на волну. Но к ночи немного стихло, работали. Сейчас тоже ветерок, но приемлемый. Цветение воды продолжается, по мелочам рвём-латаем сетки. Воздух чуть потеплел и больше не пахнет стылостью.

      31.10.2011. 22:28. 59°22'S 62°43'W.

      Опять ветерок. Вечернюю станцию взять толком не получилось: газ рвёт так, что страшно за сетку, на качке дурит замыкатель, а в борт периодически прилетают плюхи. Но что-то взяли. Брали на мглистом закате, под фиолетовым небом над серо-сиреневым морем. И вот стоишь, вцепившись в оттяжку, сетку мотает, с носа подбирается очередной холм, а на небе висит тонкий серпик Луны, и летает вокруг дымчато-серый, с голубыми сиамскими глазами, альбатрос, Phoebetria palpebrata, и с любопытством на нас поглядывает...

      1.11.2011. 03:41. 59°14'S 62°53'W.

      Отработали ночную станцию, с ветерком, но отработали. Чернота, только вдруг в прожекторном круге вспухает волна, и её режет трос от сетки. А над головой кругами летают яркие-яркие звёзды. Работаем мы с северного борта (судно на станции подруливает носом на ветер, на запад, всегда на запад: Западные ветра), и Крест летает с другого борта, за надстройкой, так что он есть только до и после работ, а перед нами висит вверх ногами Орион. И месяц растёт в положении "С", так странно :).

      12:36. 58°56'S 63°12'W.

      К утру ветер лёг, и море шепчет. Говорят, такая лепота будет ещё и завтра, а потом въедем в новый циклон. Уже прошли пол-разреза, однако.

      21:01.

      Работаем. Днём опять шёл снег, давно не видели, а сейчас лёг туман. Ночью или завтра должны пересечь Полярный фронт, тогда вода будет более тёплой. А то всё не выберется за 0. И ночью же часы переводят на час назад, так что нам нарастает час вахты. На компьютере у гидрологов долгота самой западной планируемой точки разреза значится как 67°07'W. До 67°16'W, долготы мыса Горн, не добираем каких-то 9 минут. Увы.

      2.11.2011. 03:10. 58°22'S 63°50'W.

      Взяли очередную ночную сетку. Через пару часов будет следующая, а пока сижу, жую колбасу и смотрю "Ночь в музее". На улице туман можно резать ножом, а у гидрологов на "Розетте" температурный профиль пляшет, как пьяная змея. Похоже, искомый фронт где-то рядом.

      2.11.2011. 11:56. 57°58'S 64°16'W.

      У нас всё по-прежнему. Взяли ночью четыре точки, последнюю – на феерическом розово-золотом восходе. Фронт прошли, вода стала где-то плюс два с хвостом, и опять потихоньку раздувает.

      3.11.2011. 11:05. 57°12'35"S 65°04'45"W.

      Работаем. Раздуло, но волны особой нет. Зато ветра хватает. Ночью как раз на сетку пришёл шквальчик с не-то-снегом-не-то-дождём, здоровенные блямбы летели горизонтально, вычерчивая в свете прожектора длинные полосы. Когда крепил за бортом на трос посыльный грузик, зрелище становилось совершенно крышесносным и виртуальным. Ночь, темно, воды не видно, палуба за спиной, и её не видно тоже, и только вертикальная полоска троса, а вокруг в 3D всё исчерчено этими летящими огненными линиями. Унос и улёт. А трос то прижимает к борту, то утягивает в темноту, палуба ходит, а руки заняты, и ты стараешся не уронить в море драгоценный болт единственного грузика. А потом приходит сетка, и надо поймать её среди этих летящих огней, и, расклинившись бедром и задницей в каких-то выступах на фальшборте, держать трос неподвижно, пока напарница свинчивает тот самый груз. А после вновь взвести замыкатель и тащить добычу на палубу...
      Это ночью. А вчера днём надо мной изощрённо издевались альбатросы ещё одного, четвёртого уже вида, с коричневыми крыльями и белой спиной. Я их долго пытался снять, торча на ветру на корме, а они всё летали где-то далеко от "Иоффе", но стоило убрать аппарат и заняться вечерней сеткой, как прилетела пара и начала нарезать круги метрах в десяти, буквально вокруг троса... Так что я на этих кур крепко обиделся.

      22:36. 56°55'10"S 65°23'20"W.

      Ну вот, пошла последняя рабочая ночь. В воде и в воздухе плюс, у сетки отодрало топинант, и к следующей станции надо его пришить. Рутина-с. Завтра ввечеру планируется закончить разрез (может, ещё одна точка придётся на нашу вахту, а может, уже и нет), после чего потрюхаем в Ушуаю. Вокруг корабля роятся альбатросы, иногда садятся парочками на воду, курлыкают и поправляют друг другу пёрышки. Когда альбатрос садится, он долго и тщательно укладывает вдоль тела свои длиннющие крылья, целый отдельный процесс. А взлетает, разбегаясь по воде здоровенными перепончатыми лапами и смешно вытянув шею. Вот. Днём у кормы, всполошив альбатросов, с пыхтением и хлюпом вынырнул кто-то из некрупных китообразных (но не дельфин, скорее, минке), но тут же нырнул назад и больше уже не показывался.

      4.11.2011. 14:08. 56°35'30"S 66°22'50"W.

      Ночные станци отработали без приключений. Пошли богатые воды, и птиц вокруг тьма. Капские голубки кого-то ловят с поверхности, в пробе с верхнего горизонта из потенциальных кандидатов только крупные копеподы. Наверное, их. Белоспинные альбатросы согласились-таки почти пристойно попозировать, а посему беру слова про курей назад.

      19:24. 56°31'20"S 66°44'40"W.

      По ласковому, почти штилевому океану отработали последнюю сетку. На горизонте туманно-фиолетовым треугольником торчит мыс Горн. Пересекли пролив. До Горна сейчас примерно 35 миль, но виден он хорошо. Так что вот, видел :). Потом подойдём ещё чуть ближе: мы-то кончили, а у гидрологов ещё одна точка. И, развернувшись, побежим в порт.

      20:54. 56°28'20"S 66°55'20"W, 30 миль от мыса Горн.

      Добрались до гидрологической точки. Горн подрос, вокруг прорисовались ещё какие-то горки и островки, и в бинокль на них даже видно что-то вроде снежников. Но всё это по-прежнему торчит на горизонте, и уже начинает темнеть. Но всё равно, смотрится :).

      22:10. 56°26'20"S 67°05'19"W.

      Гидрологи ещё немножко протянули разрез, уже без станций, но с измерениями на ходу, и вот сейчас он кончился. Западнее уже не пойдём. Повернулись на северо-северо-восток и бежим сквозь ночь в сторону дома. Кругом облака, и звёзд не видно. Зато был красивый закат.

      Радиорубка предупредила, что завтра с утра прекращает принимать мейлы на передачу, так что с судна я больше писать не смогу. Надеюсь, удастся вылезти в Сеть откуда-нибудь с берега. У нас по планам пара дней в Ушуае, потом должны лететь в Буэнос-Айрес, там тоже какое-то время, и уже оттуда должны лететь до Москвы.

      Вот. И на этом записи, соответственно, кончаются.
« Последнее редактирование: 10 Янв, 2018, 19:34:26 от prokhozhyj »
Записан
Я повидал морское дно,
Оно печально и темно,
И по нему, объят тоской,
Лишь таракан ползёт морской...

Drago63

  • Гость
Re: Путевые заметки 11 года
« Ответ #1 : 10 Янв, 2018, 02:51:01 »

Эх... Ушуайя! Мечта моя!  :)
Смотрел кучу видео и про этот городок, и про пролив Дрейка, мечтая там побывать.
Супруга, которую укачивает даже в автобусе, страдальчески морщится и клянется: "только без меня".  ;)
Записан

passer-by

  • Герцог
  • *****
  • Карма: 9247
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 13996
  • Я вольный воробей на ветке, от указаний отвернусь
    • Просмотр профиля
Re: Путевые заметки 11 года
« Ответ #2 : 10 Янв, 2018, 10:27:34 »

Читать очень-очень интересно, а ходить по морю, да ещё и в такую холодину, да я бы ни за что! 
Это же просто геройство. Картинки, надеюсь, здесь будут.  :)

Записан
"Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим,-
Потому, что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!" (с)
"Но разве тот, кто трусит глубины,
Найдет свою сияющую пристань?" Марриэн
Είναι ανώτερη σοφία να μπορείς να ξεχωρίζεις το καλό απ' το κακό

Akjhtywbz22

  • Флёр Сомсовна - папина дочка
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 4352
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 6153
  • Блондинка - это не цвет волос. Это алиби...
    • Просмотр профиля
Re: Путевые заметки 11 года
« Ответ #3 : 10 Янв, 2018, 18:10:51 »

Удовольствие от чтения про морские странствия и от прекрасного описания этих странствий :). Спасибо, эрprokhozhyj
Вспомнилась одна из моих любимейших детских книг - "Мореплавания Солнышкина" (одно из них - в Антарктиду), с ней я грезила о дальних морских походах, о жарких странах, волнах, ветрах, вахтах, тельняшках ... Сильно жалела тогда, что я не мальчишка... :)
Записан
Звучит в ночи гитара Соберано.
Струна звенит, а сердце замирает...

Ilona

  • Герцог
  • *****
  • Карма: 1984
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 4823
  • Ты хуже дьявола, минорит. Ты шут.
    • Просмотр профиля
Re: Путевые заметки 11 года
« Ответ #4 : 10 Янв, 2018, 18:40:54 »

Спасибо, эр prokhozhyj, очень интересно. А за другие годы есть?  И фото? И ещё можно для несведущих пояснить, что делали в экспедиции?
Записан
Вот тот, кто возвещал вам истину и уверял, что у истины вкус смерти. А вы верили не столько его словам, сколько его важному виду.

prokhozhyj

  • Естествоиспытатель
  • Хранитель
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 9046
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 14995
  • Без звериной серьёзности.
    • Просмотр профиля
    • Заметки на обочине
Re: Путевые заметки 11 года
« Ответ #5 : 10 Янв, 2018, 19:29:32 »


 Гидрологию и биологию моря. Из картинок могу того самого альбатроса, который летающая сиамская кошка :). Если нравится, сейчас ещё какой-нибудь рейс поищу..



Светлоспинный дымчатый альбатрос (Phoebetria palpebrata). Пролив Дрейка, 2011 г.
Записан
Я повидал морское дно,
Оно печально и темно,
И по нему, объят тоской,
Лишь таракан ползёт морской...

Ilona

  • Герцог
  • *****
  • Карма: 1984
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 4823
  • Ты хуже дьявола, минорит. Ты шут.
    • Просмотр профиля
Re: Путевые заметки 11 года
« Ответ #6 : 10 Янв, 2018, 19:32:23 »

Какая прелесть. :) Конечно, нравится. Будем ждать.
Записан
Вот тот, кто возвещал вам истину и уверял, что у истины вкус смерти. А вы верили не столько его словам, сколько его важному виду.

Tany

  • Росомахи
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 10081
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 14767
  • И это пройдет!
    • Просмотр профиля
Re: Путевые заметки 11 года
« Ответ #7 : 10 Янв, 2018, 19:34:49 »

Продолжайте, продолжайте же! :)
Удовольствие от чтения про морские странствия и от прекрасного описания этих странствий :). Спасибо, эрprokhozhyj
Вспомнилась одна из моих любимейших детских книг - "Мореплавания Солнышкина" (одно из них - в Антарктиду), с ней я грезила о дальних морских походах, о жарких странах, волнах, ветрах, вахтах, тельняшках ... Сильно жалела тогда, что я не мальчишка... :)

А кто не жалел...
Записан
Приятно сознавать себя нормальным, но в нашем мире трудно ожидать, что сохранить остатки разума удастся.
Yaga

prokhozhyj

  • Естествоиспытатель
  • Хранитель
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 9046
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 14995
  • Без звериной серьёзности.
    • Просмотр профиля
    • Заметки на обочине
Re: Путевые заметки
« Ответ #8 : 10 Янв, 2018, 19:36:17 »


"Академик Иоффе", 41 рейс.
      27 июня 2013 г., Бремерхафен.

      В очередной раз отложили отход, и теперь обещают его завтра днём. Так что сегодня я ещё разок сбегал в город заглянуть в Сеть, но писать больше ничего не стал: попрощался уже. А на обратной дороге, подходя к пирсу, увидал, что наш белый пароход куда-то отваливает и величественно исчезает в каше ковшей и шлюзов. Это его, видите ли, вдруг надумали перегнать к другому причалу. Ну ладно, вытропил таки, по совсем уже портовым задворкам. И оказалось, что на причале, к которому его поставили, за время покоя и безлюдья успела обосноваться колония крачек. Теперь они яростно орут и пытаются атаковать тех, кто выходит на нос судна, а на пирсе, в траве рядом с кнехтами, бродят их пёстрые птенцы. Птиц тут вообще полно. Кроме уже упоминавшихся куликов-сорок (сегодня видал одного с куличонком) и неизбежных чаек, летают настоящие сороки, много горихвосток-чернушек (и тут в промзону лезут!) и каких-то крупных голубей вроде вяхирей. А в городе ещё на каждом углу чёрные дрозды с выводками. И чёрные же вороны, совсем как на Камчатке. А между портовыми складами бегают дикие кролики.

      28 июня 2013 г. Эстуарий Везера.

      Ушли, переполошив крачек, сквозь мелкую морось, по оливково-бурой воде. И, когда по левому борту кончились гигантские контейнерные терминалы, по правому борту открылась мель с косой, на которой мирно почивали два десятка тюленей.

      29 июня 2013 г. Северное море.

За бортом – зеленоватая вода с бутылочным отливом и летают олуши. По всему горизонту – нефтяные платформы. Одну прошли близко, над ней злым огоньком сгорал попутный газ.

      30 июня 2013 г., утро. Северное море, 59°26'N 1°01'W.

      Ночью прошли нулевой меридиан и вышли в Западное полушарие. Была белая ночь, а скоро, пожалуй, начнётся полярный день. Сегодня должны обогнуть Великобританию и выскочить в собственно Атлантику.

      9:20. Показались Шетландские острова. С левого борта довольно близко проходит кто-то из мелких, а главные – справа, но там их почти не видно в подсвеченном солнцем тумане. Удалось даже поймать мобильником береговую сеть.

      10:50. Вот и справа острова хорошо видны, и слева опять кто-то мелкий. Крутые же у них берега.

      17:45. 60°38'N 2°35'W. Взяли первую сетку. Неглубокую и тотально: на генетику. Но всё равно, с почином!

      1 июля. 61°54'N 5°55'W.

      Бежим с малыми работами. Ночью поболтало, но днём потихоньку стихло. Вечером, в закате, дождём пробивающемся сквозь тучи, показались Фарерские острова. Будем обходить с севера, занятие на всю ночь.

      2 июля, 6 утра. 62°37'N 6°49'W.

      За левым бортом тащатся Фареры. Ну и обрывы у них! Такой силуэт нарисовать – засмеют за небывальщину с романтизмом.

      6 июля. 59°30'N 8°50'W.

      Протянули разрез до Исландии, полюбовались издали на её выступающие из-под тумана берега. Вернулись к северу Англии, и потащили основной широтный разрез до южного кончика Гренландии. Дорогой случился совершенно потрясающий багровый закат и белая ночь с жемчужно-розовыми облаками и фиолетовым океаном. А последние пару дней наблюдаются преимущественно хмарь и волны, болтает. И рвёт сетку из рук: ветерок до 20 м/с. Выходим на рутинный режим регулярных проб.

      59°30'N 10°00'W.

      На очередной станции в нашу планктонную БСД 37/50 попалась двенадцатисантиметровая селёдка. В лове 300–0 м. Бывает же! Попробовали обловить глубокие слои, но замыкатель сбросило на майне, и сетка принесла только чистую профильтрованную водичку.

      8 июля. 59°30'N 18°21'W.

На последней станции окончательно вылетела носовая лебёдка. Наша. Хлещет из гидравлики. Нет, текла-то она уже давно, но вот, похоже, количество перешло в качество. Изобретаются какие-то альтернативные варианты, но пока что ещё ничего не ясно. А за бортом второй день туман. Днём поднялся было, а сейчас опять густой. Вполне аллегорическая картинка получается.

      9 июля. 59°30'N 20°00'W.

      Вчера вечером перетащили на кормовую лебёдку 300 метров троса. Верха ловить теперь можно. Живём. За бортом по-прежнему туман.

      59°30'N 20°40'W.

      В море плавает обрывок аскофиллума или кого-то на него похожего, из фукоидов. Интересно, откуда его принесло? Носовую лебёдку чинить не будут, так что глубоководные ловы отменяются.

      59°30'N 21°28'W.

      От прошлой станции (21°20'W) в 20-метровой полосе – 30 обрывков фукоидов. 8' по долготе. 4 м. мили.

      10 июля. 59°30'N 25°20'W.

      Ст. 2996. Плавают фукоиды. Ещё как плавают... А на воде сидели буревестники, и так вот, сидя, жрали кого-то с поверхности. Потом в сетной пробе оказалось много крупных (сантиметра по полтора-два) рачков-амфипод Themisto, наверное, их.

      11 июля. 59°30'N 27°20'W.

      Солнце сквозь тучи и – наконец-то! – чистый горизонт. Фукоиды плавают.

      14 июля. 59°30'N 37°20'W.

      Тянем и тянем разрез. "Розетта", и потом мы. Разок раздуло, но умеренно. Птицы, туман. Фукоиды плавают. Говорят, однажды были киты – три фонтана на горизонте – но я не видал. А водичка похолодала и упала с 10 °C до 7,3. И это ощутимо: когда возишься с сеткой, пальцы начинают стыть. Всё ещё неизвестно, будем ли мы подходить к Гренландии вплотную, или оборвём работы чуть раньше: где-то застряло какое-то согласование.
      P.S. Ну вот. И на ближайшей станции, когда я смотрел на стайку дремлющих на воде буревестников, позади них с фырканьем вынырнул кто-то китообразный. Пустил облачко пара и нырнул назад, с концами. То ли некрупный кит, то ли большой дельфин, но, по плавнику судя, не гринда.

      59°30'N 38°32'50"W.

      От точки 59°30'N 38°14'30"W до 59°30'N 38°18'30"W в 20-метровой полосе от борта – 111 обрывков фукоидов. От точки 59°30'N 38°28'45"W до 59°30'N 38°32'45"W в 20-метровой полосе – 71 обрывок фукоидов. Оба отрезка пути по 4' по долготе, или по 2 м. мили.

      15 июля. 59°30'N 40°40'W.

      Утром взяли последнюю пробу на широте 59°30'N. Дальше разрез загибается слегка к северу и начинает отрабатывать склон Гренландии. Ходят слухи о грядущих льдах. А вчера вечером был красивый-красивый закат с растущей Луной на розовом небе.

      59°38'34"N 41°16'19"W, 11:20.

      Гренландия на горизонте. Милях в 60. Торчат белые треугольнички гор. Видно даже и без бинокля, хотя без бинокля можно принять за облака. Ну а в бинокль даже структуру какую-то видно на склонах.

      59°45'11"N 41°42'12"W, 16:25.

      Гренландия потихоньку приближается, но именно потихоньку, потому что станции идут часто. И иногда с её стороны вдруг тянет стылым ветром, будто бы (а может, и не будто) выстуженным на гренландских ледниках. А на небе, чуть ли не всего во второй раз за рейс, и точно впервые за Большой разрез, яркое солнце, и, когда ветра нет, попросту жарко. В море почти исчезли фукусы, хотя одиночки иногда попадаются. Но регулярно они перестали плавать ещё вчера вечером. Похоже, их и впрямь несёт от Канады, а сейчас мы вошли в гренландскую "тень". Всё ещё нет ясности с разрешением на прибрежный хвостик разреза (точнее, не было утром, а с тех пор я не спрашивал). И наконец-то пришёл мейл с берега.

      59°47'07"N 41°50'20"W

      Прилетела с берега туча мелких чаек. И встретились, наконец, нормальные киты: похоже, что трое, временами пускают фонтаны на фоне Гренландии. Но близко не подплывают.

      59°50'18"N 42°04'38"W, 23:55.

Показали потрясающий золотой закат над Гренландией. Яркое-яркое солнце, оставляя дорожку на спокойном море, скатилось за чёрные зубцы гренладских гор, угодило в зазабрину на вершине одной из них – и брызнуло оттуда великолепным зелёным лучом. Смотрел с крыла мостика, говорят, с бака луч был виден хуже. И даже получилось сфотографировать :).

      17 июля. 59°55'N 42°36'W.

      Последний день работ, почти в авральном режиме. Станции на склоне и шельфе идут часто, и от точки до точки "Иоффе" идёт проядка 15 минут. Сейчас ловим над глубинами пока ещё 300 метров (будет мельче). Вокруг наблюдается собственно Гренландия, где-то в 20 милях прямо по курсу – рваные, покрытые льдом зубчатые горы, а так же пара айсбергов: плоский между нами и берегом и конический где-то на горизонте. Утром отыграли потрясающей красоты рассвет над белой водой, а гренландские горы загорались розовым. А у нас как раз была сетка :). Рассвет плавно проистёк из вчерашнего заката, не отвлекаясь на такую ерунду, как ночь.

      В море цветение диатомей, и кут планктонной сетки в верхних ловах буквально забивает оливково-бурой массой.

      59°55'33"N 42°40'49"W, полдень.

      Торжественно взяли последнюю станцию в международных водах. Дальше в планах значится хвостик разреза из 6 станций, но он уже лежит в 12-мильной зоне территориальных вод, и на него нужно получить разрешение из Дании. Которого ждали весь рейс и которого пока нет. Начальство решило ждать ещё до четырёх дня, ну а не будет – значит, не будет. И где-то там, в территориальных водах, начинаются льды. То ли вне планируемого хвостика, то ли уже на нём. Их даже видно в бинокль, точнее, не их самих, а их отражение-мираж в остывшем над льдами слое воздуха. А мы пока дрейфуем.

      Там же, три часа дня.

      Гидрофизики окончательно разуверились в последних станциях, и совсем уже нацелились на, гм, торжественное собрание по поводу окончания работ. И тут и пришло долгожданное разрешение. Так что пришлось всё бросать и бежать переодеваться. И "Иоффе" торжественно двинулся вглубь суверенных вод. А тем временем, пока ещё сидели, к борту подходил кит минке. Ладненький, маленький, коричневый с белыми ластами. Фыркнул на всех и унырнул. Близко был.

      Прошли не то, чтобы рядом, но и не слишком далеко от одного из айсбергов. Вода в море отчётливо коричневатая. Полагаю, что из-за диатомей.

      59°56'34"N 42°53'59"W, 18:50.

      Таки упёрлись в сплошные льды, так что последняя станция отменяется, а до предпоследней немножко не дошли, и работаем у кромки поля. Льды начинаются резко, как обрезанные ножом, и сразу плотно. А вне поля плавают только единичные льдины. Одна, похожая на голову лося, и даже с рогами, прошла вдоль самого борта. Думал, что у самой кромки будет очередной всплеск численности диатомей, но нет, в сетке их оказалось ощутимо меньше, чем на предыдущей станции.

      17 июля. 57°06'N 45°24'W.

      Бежим к Сент-Джонсу по серо-зелёной воде. В корму ощутимо дует, ветерок 17 м/с, но курс удачно совпадает с ветром, так что бортовой качки нет совсем. А килевая тут слабая. Как-то непривычно без регулярных станций, особенно после гонки последних дней. И всё ещё дергаюсь, когда машина меняет тон: до прошлого вечера это обычно значило, что тормозим у точки, и пора бежать переодеваться в палубное и крепить на трос сеть. По последним корабельным сплетням, Сент-Джонс обещают 21 числа, что значит полные сутки берега до самолёта. Это было бы хорошо, но пока ещё всё слишком неопределённо.

      18 июля. 54°06'N 47°51'W.

      Хорошо бежим, шустро. Уже пол-пути пробежали. По ночам темно, что даже как-то и непривычно. Вчера вечером была золотая луна прямо по курсу.

      52°42'N 48°55'W, шесть вечера.

      Ну вот, так хорошо шли – и на тебе, ветер поменялся, и теперь дует в физиономию. За окошком серо, волны плюются пеной, и начинает покачивать. И, главное, ведь скорость упадёт. В минус Сент-Джонсу...

      52°36'30"N 48°58'40"W, 19:25.

      Качурку увидел. Первую за рейс. Зигзагом неслась над волнами. Вообще с птицами в рейсе было не густо, хотя буревестники всё время вокруг корабля крутились.

      52°27'N 49°06'W, 20:30.

      Только что наехали на телеграфный столб. Или не телеграфный, но столб. Бывший. Аж стукнуло. Плыл куда-то, уже немножко обкатанный. Теперь ему к Европе, больше некуда, по течениям-то.

      По спикеру только что сообщили, что к Ньюфаундленду должны подойти двадцатого утром, раньше срока. И, исли повезёт, сразу зайдём. Ну или, если с властями не сладится, будем день торчать на рейде. При обещанном к вечеру двадцатого шторме. Такие дела.

      52°10'29"N 49°20'18"W, 22:21.

      Время передвинули ещё на час назад. С Москвой теперь 6 часов разницы. Горизонт расчистился, так что вечером были закат, зелёный луч и кит под бортом – аккурат в тот момент, когда солнце ныряло в океан. И потрясающие розовые блики на зелёной воде с другого борта.

      (52°05'N 49°25'W), 23:25.

      Вырубило электричество. Дрейфуем без хода, тарахтим аварийным генератором. На верхних палубах темно и нет воды. Хорошо, что почти нет ветра, а то бы поваляло.

      19 июля. 51°52'40"N 49°18'20"W, 8 ч. утра.

      Только что дали ход. Без света и с неработающими гальюнами куковали до 7 утра, и за ночь нас сволокло на 13 миль на юго-восток. Говорят, в машинном отделении сгорел какой-то важный электрический распределительный щиток. Про влияние событий на время подхода к Сент-Джонсу пока не сообщали.

      50°38'36"N 50°28'08"W, 5 ч. пополудни.

      Весь день бежали на юго-юго-запад под ярким солнцем по зелёной воде, а сейчас, как и были, под солнцем, въехали в желтоватый туман. И по левому борту, вокруг тени корабля, повисло великолепное гало. Близко-близко. И сейчас висит. Причём не вертикально, а под хорошим углом к плоскости моря. Полкольца, а вторая половина водой отсекается.

      Ну а 20-го пришли, наконец, к Сент-Джонсу, но про это я уже не записывал..
Записан
Я повидал морское дно,
Оно печально и темно,
И по нему, объят тоской,
Лишь таракан ползёт морской...

Akjhtywbz22

  • Флёр Сомсовна - папина дочка
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 4352
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 6153
  • Блондинка - это не цвет волос. Это алиби...
    • Просмотр профиля
Re: Путевые заметки
« Ответ #9 : 10 Янв, 2018, 19:47:13 »

Я ещё бы почитала... :) Нравится...
Записан
Звучит в ночи гитара Соберано.
Струна звенит, а сердце замирает...

prokhozhyj

  • Естествоиспытатель
  • Хранитель
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 9046
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 14995
  • Без звериной серьёзности.
    • Просмотр профиля
    • Заметки на обочине
Re: Путевые заметки
« Ответ #10 : 10 Янв, 2018, 20:36:26 »


 Ну вот у меня ещё есть отдельные куски из экспедиций на "Келдыше" с киногруппой Кэмерона, но что-то из них я вроде бы уже выкладывал. Давать их сюда?
Записан
Я повидал морское дно,
Оно печально и темно,
И по нему, объят тоской,
Лишь таракан ползёт морской...

Ilona

  • Герцог
  • *****
  • Карма: 1984
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 4823
  • Ты хуже дьявола, минорит. Ты шут.
    • Просмотр профиля
Re: Путевые заметки
« Ответ #11 : 10 Янв, 2018, 20:57:51 »

Тащите всё, что есть. :) Особенно фото.
Записан
Вот тот, кто возвещал вам истину и уверял, что у истины вкус смерти. А вы верили не столько его словам, сколько его важному виду.

Akjhtywbz22

  • Флёр Сомсовна - папина дочка
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 4352
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 6153
  • Блондинка - это не цвет волос. Это алиби...
    • Просмотр профиля
Re: Путевые заметки
« Ответ #12 : 10 Янв, 2018, 20:59:29 »

Однозначно! Я точно ещё не читала...
Записан
Звучит в ночи гитара Соберано.
Струна звенит, а сердце замирает...

prokhozhyj

  • Естествоиспытатель
  • Хранитель
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 9046
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 14995
  • Без звериной серьёзности.
    • Просмотр профиля
    • Заметки на обочине
Re: Путевые заметки
« Ответ #13 : 10 Янв, 2018, 21:28:21 »

Ну ладно, поехали потихоньку. Кстати, я ещё вот это нашёл. 2015 год, 63-й рейс "Келдыша".


Здесь я собрал записи, которые пытался было заслать в ЖЖ через корабельный e-mail, но отчего-то не получилось (в прошлых рейсах этот номер проходил). Даю их как есть, в хронологическом порядке.

      3.09 2015 г. 76°57'34" N, 68°31'19" Е, мыс Желания.

      Приветствую! Это попытка послать запись через корабельный е-mail. Кончается первый (из трёх) этап рейса, когда мы тянули разрез через Карское море, через линзу опреснённой воды, выносимой Обью и Енисеем, от каковой линзы в морских сообществах случается много всего забавного. В основном черпали воду, дно ограничивалось бокс-корором и трубками, но всё же взяли трал в Новоземельской впадине. В неё в свое время посбрасывали много всего весёлого, так что донные пробы от греха проверяли счётчиками, но ничего лишнего не трещало. Погода всю дорогу была замечательная, сейчас, правда, начинает потихоньку раздувать.
      Бежали сюда по жемчужно-розовой рассветной Двине, по абсолютно белой воде Горла Белого моря (показать бы её дуракам-авторам кочующей по книжкам версии, что море назвали Белым за то, что долго подо льдом), мимо Колгуева и Вайгача, прошедших по правому борту узенькими обрывистыми полосками, мимо роскошного зелёного луча одним из вечеров, мимо горящих в закате дальних ледников Новой Земли... В море встречается не слишком много зверей (видал каких-то тюленей да малого полосатика), а птичек хватает. Мечутся за кормой глупыши, сидят на носу корабля моевки, кружат над пеленгаторной поморники. Один всё примеривался на лету схватить метеорологическую вертушку на мачте :). Ну и другие, конечно, есть: ещё разные чайки (даже встретили недалеко от Новой Земли, во исполнение мечты идиота, белую чайку, Pagophila eburnea), у Канина Носа летала олуша, а в Карских Воротах под бортом плавали кайры и матерились на потревожившего их "Келдыща". А ещё там тянулись через море на Новую Землю стаи гусей. Ещё пролетали мимо корабля какие-то кулички и, уже ближе к северу Новой Земли, залетело на корабль что-то пеночкоподобное, зеленоватое, с яркой бровью, вроде бы полоской на крыле и коротким хвостом (интересно, по этим данным можно опознать?). Отдохнула пол-дня и полетела через море дальше. А ещё я видал, как глупыш ест медузу: плавал по воде рядом с болтавшейся у поверхности цианеей, отрывал лоскуты и глотал. Такие вот птичьи дела.
      "Келдыш" сейчас у самой макушки Новой Земли, высаживает группу гляциологов на мыс Желания. Тот самый, что разделяет Баренцево и Карское моря. За бортом туман с дождём, но сам мыс всё же виден: обрывистые берега, галечная коса, домики полярной станции, снежник, трюхающий к берегу оранжевый катерок группы высадки... Потом гляциологи уйдут на купол ледника, а мы рванём на 900 миль на восток, в море Лаптевых, где дожидается новый разрез от устья Лены и до глубин. Вот там, надо надеяться, дна будет много... Потом, собственно, планируется возвращаться за гляциологами и начинать третий этап работ, прибрежно-новоземельский, но туда я заглядывать пока погожу. Так что счастливо всем. Надеюсь, до связи :).


      7.09 2015 г. 72°41' N, 130°30' Е, море Лаптевых.

      Работаем в море Лаптевых. Тянем разрез по сто тридцатому с половиной градусу, от дельты Лены и практически пресной воды до больших глубин. Мы сейчас уже заметно восточнее Шанхая с Вьетнамом :). Когда шли сюда, в проливе Вилькицкого был густейший туман, так что Северную Землю нам так и не показали (только уже уходя видели макушки гор на горизонте, как раз примерно из тех мест, откуда её впервые увидали в 1913 году). Зато потом весь день временами проплывали айсберги, и где-то у горизонта мерцало льдом. Ну а потом свернули к Лене, на юг, и на глазах стало теплеть: с +2 до +10. Тропики-с :).
      Сегодня ночью, на 71°59,82' N и 130°06,44' Е, показывали роскошное, через всё небо, северное сияние. Прямо над мачтами. Сейчас мы на южной части разреза, у дельты, и за бортом буровато-жёлтая, почти речная, вода, правда, уже вполне солоноватая. И в трале пришло какое-то дикое количество мизид... Ладно, кончаю писанину. Сейчас отдам флешку радисту и поползу спать, а то сутки уже на ногах.

      12.09 2015 г. 78°22' N, 130°30' Е, море Лаптевых.

      Посреди моря на "Келдыша" залетела пуночка. Нынче перепархивала вокруг кормы, пока мы загоняли трал на два с половиной километра. Эк её угораздило...

      16.09 2015 г. 76°46' N, 125°59' Е, море Лаптевых.

      "Келдыш" кончил ленский разрез, и вчера мы перебрались южнее, аж ниже 77 градуса широты, к месту сочения метана из дна. Впрочем, юг югом, а на улице ноль и идёт снег, который даже не сразу тает на палубе. Сочения нашли и гоняли над ними видеоплатформу, любуясь на выбулькивающие из осадков пузырьки, белые пятна бактериальных матов и зарывшихся в ил морских звёзд. Пузырьки, кстати, вполне долетают до поверхности: когда "Келдыш" стоял точно над местом сипинга, их было видно с борта. Потом долго играли в весёлую игру "попади трубкой в сип", когда судно дрейфует над активным полем, взведённая трубка висит за бортом, и, когда эхолот рисует очередной "факел", её, плюнув через плечо, майнают. Пару раз даже попали и притащили чёрного сероводородного осадка и бактериальных ошмётков. Сегодня ожидается вторая серия.
      И прилетала к нам огромная стая моевок, чаек под тысячу. Сидели на море длинной узкой лентой во всё поле зрения. Миграции у них, что ли, начинаются? А вчерашним же утром у борта плавала бурая утка, которая получается у меня гагой-гребенушкой. Не вполне понимаю, что она потеряла в открытом море над семидесятиметровыми глубинами. Зато почти исчезли глупыши.
      ...А пару дней назад, в конце ленского разреза, имел место замечательный казус :). Диаметр большой донной трубки Неймисто для отбора поверхностных осадков равен 11 сантиметрам. Диаметр морского ежа-стронгелоцентротуса, вместе с торчащими иглами, окло 5 сантиметров. Это не помешало трубке попасть и принести целенького, ни с одного боку не поцарапанного, ежа, который занимал основную площадь пробы. Естественно, мы подумали, что ёжики сидят здесь на дне с плотностью брусчатки на Красной площади, и приготовились грести их из грядущего трала лопатами. Так вот, во всём траловом улове не нашлось ни одного ежа. Ни единого. Это к вопросу о вероятностях :).
      Вот, такие дела. Сегодня планируется кончить работы на сипах и уходить из моря Лаптевых. Побежим назад в Карское, там ещё должны быть станции у Новой Земли.

      (NB. И, пока бежали, встретили парочку айсбергов в проливе Вилькицкого.)

      21.09 2015 г. 80°00'02" N, 85°32' Е, Карское море, желоб Воронина.

      Ну вот и размочил восьмидесятый градус. Мы сейчас в Карском море, тянем разрез через желоб Воронина, в этом году свободный ото льда (в прошлом году "Штокман" попасть сюда не смог). И добрались до северной станции разреза, которая как раз на 80° северной широты. Сейчас пока работает "вода" с бака, а скоро начнётся и "дно". На улице пока что ночь (и явные минуса), но, надо полагать, рассвет застанем.
      На море становится интересно, на прошлой станции вокруг "Келдыша" летали люрики и подплывали к борту чистики в зимнем пере, почти целиком бело-серые, с минимумом чёрного цвета. Взяли два трала на соседних станциях, одна из которых была в локальной 300-метровой депрессии. Совершенно разная фауна. В первом офиуры, лилии и прочие сестонофаги, во втором морские тараканы и здоровенная голотурия. Течения-с у дна нет (или мало).
      Сейчас допишу и отложу запись для радиста. Надо полагать, к тому времени, как она доберётся дальше, станцию мы уже отработаем и будем бежать на юг, к мысу Желания на макушке Новой Земли, подбирать береговую гляциологическую группу, высаженную там в прошлый наш туда заход. Ну и дальше должны быть работы у Новой Земли. Такие дела.
      Да, и с наступающим Осенним изломом всех!

      (NB. А позже мы брали на этой станции трал, которым честно протралили 80°: касание дна было на 79°59'56" N, а отрыв трала от грунта – на 80°00'26" N. Самая северная рабочая точка в истории "Келдыша", который всё-таки совсем не ледового класса судно.)

      27.09 2015 г. 74°28' N, 58°39' Е, Новая Земля, залив Цивольки.

      Работаем в заливах Новой Земли. Отработали заливы Седова и Ога на Северном острове, сейчас стоим рядом, в заливе Цивольки. За бортом то туман и +4°, то солнышко и –2. Мишки (в бинокль), птички (мало), красоты (в количестве) и тралы с черпаками под дозиметр (требование ТБ). Один раз видел группу оленей (тоже в бинокль, далеко). Чёрно-рыжие сланцевые холмы, снежные макушки горок повыше и ледники в кутах заливов. Действительно красиво. Из-под ледников течёт муть, вода в кутах с прозрачностью ближе к нулевой, а осадок на дне имеет консистенцию густой сметаны. В тралах звёзды, офиуры с актиниями и вездесущие морские тараканы. И попадаются порой недавно пришедшие в Карское море из Баренцева крабы-стригуны.
      Случаются береговые партии, но туда пока не попал, и вообще шансы очутиться в береговой группе не слишком высокие: всего две резиновые лодки, и они не бегают туда-сюда, а дежурят при высадившихся, ибо может прийти медведь и придётся драпать.
      Сейчас ночь, за бортом сумасшедшее серебряное полнолуние, в которое врезаются чёрные силуэты прибрежных холмов, и висит за кормой яркая планетища. На палубе ледок. В лаборатории холодно, и пальцы мои мёрзнут. Пора заканчивать писанину, и утром нести радисту.

      3.10 2015 г. 72°31' N, 55°32' Е, Новая Земля, залив Абросимова.

      Потихоньку заканчиваем с Новой Землёй. В последнем заливе, Абросимова, удалось-таки попасть на берег. Что-то с чем-то. Здесь поюжнее, пейзажи не столь марсианские, как севернее, но всё равно. Моховые подушки на сланцевой щебёнке, стелющиеся карликовые ивы в снегу (выкопал одну для beaver_cherokee, надеюсь, довезу), сброшенные оленьи рога, линялые гусиные перья и какие-то комарики на воде локального ручейка. Снежные заряды, тюлень в море и мишка на берегу, заставивший нас поменять точку высадки. Впрочем, спасибо ему: место оказалось великолепное. А вечером показывали полярное сияние, второе за рейс.
      Кончим залив, и останется у нас в планах одна станция с тралением на самом юге Новоземельской впадины, где она уже сходит на нет. Недалеко от Карскиз Ворот. А потом побежим в Архангельск. Такие дела.

      (На этом мейлы кончаются. А были там ещё два траления у Карских Ворот, которые делали под снежными зарядами, шампанское у последнего трала, оказавшегося предпоследним (из красивых бокалов посреди стекающего из мешка ила), залетевшая на "Келдыша" белая сова, несколько полярных сияний, цветных, и, перед самым возвращением, пробежка по штормящему Белому морю (никогда его таким чёрным не видал), сопровождающаяся сматыванием километра троса с лебёдки на катушку, то ещё развлечение :). И стояние на Двине в центре Архангельска...)

Записан
Я повидал морское дно,
Оно печально и темно,
И по нему, объят тоской,
Лишь таракан ползёт морской...

Ilona

  • Герцог
  • *****
  • Карма: 1984
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 4823
  • Ты хуже дьявола, минорит. Ты шут.
    • Просмотр профиля
Re: Путевые заметки
« Ответ #14 : 10 Янв, 2018, 21:39:21 »

Очень интересно и фото красивые. Что это там такое на первом?

Цитировать
В неё в свое время посбрасывали много всего весёлого, так что донные пробы от греха проверяли счётчиками
Гы. А в Цивольках и Абросимова не проверяли?
Записан
Вот тот, кто возвещал вам истину и уверял, что у истины вкус смерти. А вы верили не столько его словам, сколько его важному виду.