Слушаю я тут на днях "Эхо" и зацепило одно место (!) у Андрея Архангельского из журнала "Огонек" - про толстовский принцип "Делай что должно, и будь что будет", в связи с делом Галяминой.
Надо сказать, что мои коллеги из «Коммерсанта» продолжают настаивать на невиновности Ивана Сафронова, продолжают ходить на акции. Хотя их тоже задерживают. В частности, Арина Бородина очень активно себя ведет. Понимаете, я должен сказать, что эти люди, мои коллеги из «Коммерсанта», руководствуются, я бы сказал, каким-то толстовским принципом: делай что должно, и будь что будет.
https://echo.msk.ru/programs/personalno/2762226-echo/И дальше пару раз упоминалось толстовство - в хорошем смысле. Смысл смыслом, но слова явно старше Толстого.
Не ожидал я, что настолько старше. Марк Аврелий Антонин. "Фраза стала крылатой, попала к масонам (Fais ce que dois, advienne, que pourra), о ней говорил Кант, ее любил повторять Лев Николаевич Толстой".
https://i-fakt.ru/delaj-chto-dolzhen-i-bud-chto-budet/Ну что ж, какое-то отношение Толстой к этой фразе имеет (не наоборот).
Но в связи со стебом глубокоуважаемого эра
фок Гюнце о примате у Толстого бессмысленного над осмысленным вспомнилось еще одна фраза, и уж у нее автор известен. "Нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду“. ("Man muss noch Chaos in sich haben, um einen tanzenden Stern gebären zu können". Казалось бы, есть что-то общее с подходом Толстого. Но ему этот известный философ оказался глубоко неприятен. Из дневника Толстого (1900):
«Читал Ницше "Заратустра" и заметку его сестры о том, как он писал, и вполне убедился, что он был совершенно сумасшедший, когда писал, и сумасшедший не в метафорическом смысле, а в прямом, самом точном: бессвязность, перескакивание с одной мысли на другую, сравнение без указаний того, что сравнивается, начала мыслей без конца, перепрыгивание с одной мысли на другую по контрасту или созвучию, и все на фоне пункта сумасшествия — idee fixe о том, что, отрицая все высшие основы человеческой жизни и мысли, он доказывает свою сверхчеловеческую гениальность. Каково же общество, если такой сумасшедший и злой сумасшедший, признается учителем?»
Зеркало оказалось придирчивым к другим. А как у него с кривизной?