Расширенный поиск  

Новости:

Для тем, посвященных экранизации "Отблесков Этерны", создан отдельный раздел - http://forum.kamsha.ru/index.php?board=56.0

Автор Тема: Пушкин, Моцарт и Сальери  (Прочитано 3875 раз)

Fiametta

  • Поэтическая натура
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 537
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2321
  • Я не изменил(а) свой профиль!
    • Просмотр профиля
Пушкин, Моцарт и Сальери
« : 15 Дек, 2020, 07:29:53 »

/*С любопытством*/ А как насчет глубокой безнравственности маленькой трагедии "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкина?
Той самой, в которой автор не только оклеветал прекрасного человека, но потом еще и путался в, мягко говоря, неправде, пытаясь свою клевету обосновать? 

PS Про глубокую безнравственность, скажем, некоторых известных четырехтомных "исторических" романов, написанных некоторыми известными глыбищами и/или зеркалищами (чье имя из некоторых известных побуждений называть не буду) и густо поливающих грязью исторических личностей с использованием прямой фальсификации исторических источников, я уже и спрашивать боюсь.
     
Пушкин поверил предсмертному бреду Сальери. Сальери перед смертью впал в тяжелую деменцию, мог и ложные воспоминания выдать ухаживавшим за ним братьям милосердия. Так что пьеса Пушкина прямой подлостью все-таки не является :-\.


---------------------------
Отредактировано в рабочем порядке: у темы поменян заголовок. Прхж.
« Последнее редактирование: 16 Дек, 2020, 13:07:01 от prokhozhyj »
Записан
Ты хочешь меду, сын?  - так жала не страшись;
Венца победы? - смело к бою!
Ты перлов жаждешь? - так спустись
На дно, где крокодил зияет под водою.
Не бойся! Бог решит. Лишь смелым он отец.
Лишь смелым перлы, мед, иль гибель... иль венец.

фок Гюнце

  • Энциклопедист
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5861
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 32750
  • El sueño de la razón produce monstruos
    • Просмотр профиля
    • Мысли вслух
Re: Пушкин, Моцарт и Сальери
« Ответ #1 : 15 Дек, 2020, 08:24:40 »

/*С любопытством*/ А как насчет глубокой безнравственности маленькой трагедии "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкина?
Той самой, в которой автор не только оклеветал прекрасного человека, но потом еще и путался в, мягко говоря, неправде, пытаясь свою клевету обосновать? 

PS Про глубокую безнравственность, скажем, некоторых известных четырехтомных "исторических" романов, написанных некоторыми известными глыбищами и/или зеркалищами (чье имя из некоторых известных побуждений называть не буду) и густо поливающих грязью исторических личностей с использованием прямой фальсификации исторических источников, я уже и спрашивать боюсь.
     
Пушкин поверил предсмертному бреду Сальери. Сальери перед смертью впал в тяжелую деменцию, мог и ложные воспоминания выдать ухаживавшим за ним братьям милосердия. Так что пьеса Пушкина прямой подлостью все-таки не является :-\.
Увы, но вовсе нет.
Никакому предсмертному бреду он не верил.
Через некоторое время после выхода "маленькой трагедии" Пушкин написал в своих записях очень многозначительную фразу - судя по всему, черновик будущего оправдания по поводу обвинения в прямой клевете:
 
В первое представление "Дон-Жуана", в то время, когда весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист - все обратились с негодованием, а знаменитый Сальери вышел из залы - в бешенстве, снедаемый завистью. Сальери умер лет 8 тому назад. Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении - в отравлении великого Моцарта. Завистник, который мог освистать "Дон-Жуана", мог отравить его творца.

Обратите внимание - никакого "поверил предсмертному бреду Сальери" здесь нет.
Эту фразу Пушкина  обсуждали многие и часто - кто, пытаясь понять, что же тут написано, кто - пытаясь выгородить Пушкина.
Только ленивый не обратил  внимание на тот факт, что Пушкин отчего-то постеснялся указать на то, в каких именно "некоторых немецких журналах" он это вычитал. А также на то, что никакие "немецкие журналы" такого не говорили. Была лишь фраза в "Berliner allgemeine musikalische Zeitung": "Многие газеты повторяли, что Сальери на смертном одре признался в ужасном преступлении, — в том, что он был виновником преждевременной смерти Моцарта, но ни одна из этих газет не указала источник этого ужасного обвинения, которое сделало бы ненавистной память человека, в течение 58 лет пользовавшегося всеобщим уважением жителей Вены". Какие газеты - тоже Бог весть.
Но мы - ленивые. Мы просто  заинтересуемся тем фактом, что Пушкин, немецким языком практически не владевший, оказывается, трудолюбиво перелопатил уйму "немецких журналов" и прочих газет, чтобы отыскать среди них те загадочные "некоторые журналы", в которых он обнаружил (видимо, случайно - ну, регулярно читал он десятки немецких журналов на досуге!) нужную ему информацию. А вот "Берлинское всеобщее музыкальное обозрение", бедняга, отчего-то не прочитал.
Только ленивый не обратил внимание на тот факт, что первая постановка    "Дон Жуана" состоялась в Праге, и присутствовать на ней Сальери никак не мог. И тут уж Пушкин даже на загадочные "некоторые немецкие журналы" ссылаться не стал - из какого пальца он эту сплетню высосал, он не написал. То ли фантазии не хватило, то ли решил, что и так сойдет.
   Но мы  - ленивые. Мы понимаем, что тут есть всегда линия защиты - мол, имел в виду Пушкин не вообще первое представление, а первое представление по месту проживания Сальери. Сиречь, в Вене. И тут подумаем - Сальери был придворным капельмейстером императора, то есть, занимал высший музыкальный пост империи, подчинялся лишь  императору, и без его соизволения ни одной музыкальной постановки, кроме частной, в Вене появиться не могло. А то, что могло, ставилось с участием придворного капельмейстера, и если бы тот счел музыку недостойной общества, просто умерло бы на корню. И не нужно было бы свистеть. 
Так что рассказанная Пушкиным наедине с собой байка - с объяснением того, откуда же он взял обвинение Сальери - высосана из пальца.
Если бы Пушкин не  записывал своих неуклюжих оправданий, еще можно было бы поверить в то, что он - вот бедняжка - кому-то там поверил, а проверить брехню перед тем, как поливать грязью человека, не удосужился. Но именно эта запись Пушкина на самом деле показывает, что  все куда хуже - не был он жертвой собственной доверчивости, он вполне расчетливо оклеветал Сальери, а потом принялся подбирать нелепые "отмазки". И вместо того, чтобы признаться, что да, мол, поверил таким-то и таким-то врунам (если бы он действительно кому-то поверил), начал задним числом неуклюже выдумывать  "доказательства" своей клеветы. 

Да и вообще. И тогда, и в нашу эпоху торжествующего Интернета любой клеветник всегда мог (а теперь - тем более) сослаться на то, что он не сам свою брехню выдумал - он ее где-то прочитал и поверил. И сделать это куда менее неуклюже, чем Пушкин. И для клеветы на Бабеля найдет объяснение, и на Буденного. И для самого Пушкина я могу ворох сплетен привести - и пил, и бил, и играл, и венерическими заболеваниями страдал. Гадостей много - при желании поверить можно в любую. И что, того, кто клевету тиражирует и умножает, это оправдывает?

Так что, еще раз, увы. И клеветой пьеса является, и подлостью - особенно, вместе с теми "оправданиями", которые Пушкин для себя записывал и к счастью для своей прижизненной репутации так и не опубликовал. 
 
« Последнее редактирование: 15 Дек, 2020, 12:05:50 от фок Гюнце »
Записан
Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
(אַז מען עסט שוין חזיר, זאָל רינען איבער דער באָרד" (‏שלום עליכם"

фок Гюнце

  • Энциклопедист
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5861
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 32750
  • El sueño de la razón produce monstruos
    • Просмотр профиля
    • Мысли вслух
Re: Пушкин, Моцарт и Сальери
« Ответ #2 : 15 Дек, 2020, 08:46:54 »

И знаете, что для меня в этой истории особенно противно?
Особенно противно - на кого именно автор задрал лапку.

Так уж получилось - я давно люблю музыку Сальери. Ну, нравится он мне как композитор. Бывает. :)

И в результате я, соответственно, кое-что знаю о его биографии. Помню, кому он был учителем - его ученики составили эпоху в истории музыки.
А еще я помню, как его ученики к нему относились. И помню чудесные слова одного из его учеников, Франца Шуберта, посвятившего своему учителю уже в его глубокой старости кантату ("Beitrag zur fünfzigjährigen Jubelfeier des Herrn von Salieri", D441), с такими словами:

Gütigster, Bester,
Weisester, Größter!
Solang ich Tränen habe
Und an der Kunst mich labe,
Sei beides dir geweiht,
Der beides mir verleiht.
Gütigster, Bester,
Weisester, Größter! 
(Добрый, лучший, мудрейший, величайший! Пока у меня есть чувства, пока искусство для меня праздник -  я посвящаю их тебе, давшему мне и то, и другое).

А началось с того, что Антонио Сальери подобрал в певческой капелле мальчика-тенора, внука крестьянина и ремесленника, и много лет обучал его бесплатно. Просто из уважения к его таланту.
Точно так же Сальери однажды взялся бесплатно обучать нищего, дурно воспитанного молодого композитора с тяжелым характером, от которого отказались несколько признанных мэтров, начиная с Гайдна. Тот сам к нему напросился, вот только отказа от оплаты не ожидал - не принято такое было. Уже позже, когда ученик стал знаменитым, Сальери помогал ему с обработкой его первой (и единственной) оперы "Фиделио". Угадайте, о ком речь? :)
В старости он же взялся, опять же, бесплатно, учить композиции юного венгерского пианиста-виртуоза, совсем ребенка. Тронут был, понимаете, его талантом. Ни крейцера не взял. Так что, слушая произведения Франца (Ференца) Листа, не будем забывать, чей он ученик. 
 

Понимаете, Пушкин действительно оплевал не только прекрасного композитора, но и хорошего, доброго человека. И не потому, что кому-то там поверил - хотя и это не оправдание - а потому, что ему это понадобилось для "художественных" целей.

PS.
И в связи с этим, вспоминается, с учетом того, где мы ведем разговор:
- Что неправильно? Что ради Театра, ради того, чтобы люди смогли увидеть твои пьесы и приобщиться к высокому искусству, стать добрее и умнее, пришлось пожертвовать памятью одного короля? Да через сто лет всем будет плевать, каким он был, этот Александр Тагэре, тем более после него не осталось ни семьи, ни друзей. Искусству он, кстати говоря, не помогал, ему воевать и возиться с грязными крестьянами было важнее. Я портил глаза за чужими бумагами, а ты и вовсе. — Бриан осекся, так как напоминать брату, что тот сидел у него на шее, в данный момент не стоило… — Нет, Арман, мы Тагэре ничего не должны. Зато теперь твоя пьеса будет жить и разоблачать тиранов всех времен и народов. Мы пожертвовали одним человеком, который все равно умер, ради высшей цели, высшей справедливости. Не все ли равно, кто говорит последний монолог: Пьер Тартю или Ариэн Великолепный, главное — смысл и форма. Чего тебе еще нужно?
Не правда ли, сходный путь рассуждения? Ради Театра и высокого Искусства, ради высшей цели пожертвовать памятью одного композитора, который все равно умер, и на которого наплевать?

Шекспира за его "Ричарда III" многие осуждают и достаточно жестко - хотя написана пьеса была спустя век с лишним после Босуорта,  к тому же у нее, в отличие от Пушкина, заведомо были исходные первоисточники сюжета - за этот век многие хронисты-историки отметились в малопочтенном деле лягания павшего величия.
А что сказать про пьесу, написанную вскоре после смерти героя, для которой сам автор внятно привести источник своей информации не мог, сбиваясь на откровенный лепет с явной неправдой?
« Последнее редактирование: 15 Дек, 2020, 10:01:38 от фок Гюнце »
Записан
Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
(אַז מען עסט שוין חזיר, זאָל רינען איבער דער באָרד" (‏שלום עליכם"

Colombo

  • Строители
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5020
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 11375
  • поручник
    • Просмотр профиля
Re: Пушкин, Моцарт и Сальери
« Ответ #3 : 15 Дек, 2020, 10:33:56 »

И знаете, что для меня в этой истории особенно противно?
Особенно противно - на кого именно автор задрал лапку.
Имея обыкновение наступать на мозоли, я осторожно коснусь другого музыканта, которого добрый Сальери оправдывает. Это сын часовщика Пьер-Огюстен Карон де Бомарше. Музыка открыла ему дорогу даже ко двору Людовика XV, дочерей которого он обучал игре на арфе. Два раза он женился на богатых вдовах и оба раза быстро овдовел. Понятно, что говорили об этом разное, особенно о первом браке, после которого господин Карон стал де Бомарше. Интересно, что Сальери в пьесе (ладно, пасквиле) Пушкина оправдывает Бомарше подлинными словами Вольтера - ну если верить Википедии, из которой все это надрано.
Записан
Правда обычно хороша. Ложь порой превосходна. Смесь того и другого всегда отвратительна.
Ниро Вулф

фок Гюнце

  • Энциклопедист
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5861
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 32750
  • El sueño de la razón produce monstruos
    • Просмотр профиля
    • Мысли вслух
Re: Пушкин, Моцарт и Сальери
« Ответ #4 : 15 Дек, 2020, 10:51:49 »

"Je persiste а́ croire que Beaumarchais n'a jamais empoisonné personne, et qu'un homme si drole ne peut etre de la familie de Locuste"
(Voltaire, a M. le comte d'Argental, 31 de janvier 1774 г.)

"Я продолжаю верить, что Бомарше никогда не отравил никого, и что такой забавный человек не может принадлежать к семье Локусты" (Вольтер, письмо графу д'Арженталю, 31 января 1774 года).

Ну, французскому Пушкин был обучен, и ради красного словца смешать Вольтера с Сальери - это на фоне остальных деяний зло еще не так большой руки*
 *
цитата из трудов статского советника академика И.А.Крылова

Впрочем, пьесок на тему Бомарше, травящего своих жен, насколько мне известно, не написано.

PS Кстати, на забавную мысль об уровне представлений автора о реалиях жизни, наталкивает полуанекдотическое противопоставление "романтика" Моцарта "классицисту" Сальери, "разъявшему музыку для поверки алгеброй гармонии".
Не вдаваясь в музыкальный анализ, вспомню учеников Сальери.
Ну, Бетховен - это не "классик" и не "романтик". Он - Бетховен.
  А остальные знаменитые ученики? Тот же Шуберт, Лист, Мейербер? Это же представители музыкального романтизма в его ярчайшем выражении! Уж хоть это автор мог бы понимать. И не позориться со своими нелепыми байками о том, как Сальери свистел на представлении оперы Моцарта.
« Последнее редактирование: 15 Дек, 2020, 12:28:16 от фок Гюнце »
Записан
Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
(אַז מען עסט שוין חזיר, זאָל רינען איבער דער באָרד" (‏שלום עליכם"

фок Гюнце

  • Энциклопедист
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5861
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 32750
  • El sueño de la razón produce monstruos
    • Просмотр профиля
    • Мысли вслух
Re: Пушкин, Моцарт и Сальери
« Ответ #5 : 15 Дек, 2020, 13:18:52 »

И, простите, что пишу еще раз - я все же приведу весь текст, написанный Шубертом про Сальери (подчеркиваю - для этой кантаты Шуберт написал не только музыку, но и текст тоже). 

Gütigster, Bester,
Weisester, Größter!
Solang ich Tränen habe
Und an der Kunst mich labe,
Sei beides dir geweiht,
Der beides mir verleiht.
Gütigster, Bester,
Weisester, Größter!
So Güt’ als Weisheit strömen mild
Von Dir, o Gottes Ebenbild,
Engel bist du mir auf Erden,
Gern möcht’ ich Dir dankbar werden.
Unser aller Großpapa,
Bleibe noch recht lange da! 


Добрый, лучший, мудрейший, величайший! Пока у меня есть чувства, пока искусство для меня праздник -  я посвящаю их тебе, давшему мне и то, и другое. Добрый, лучший, мудрейший, величайший! Мягкая доброта и мудрость исходят от тебя, наш образ Божий, хочу выразить тебе свою благодарность. Наш общий дедушка, оставайся с нами надолго!

Знаете, когда уже известный ученик пишет такое своему старому учителю, личность, позволяющая себе посмертно поливать старика грязью, облыжно обвиняя его в зависти и убийстве, выглядит особенно мерзко.   

 PS. Нашелся даже поэтический перевод:
Лучший, добрейший!
Славный, мудрейший!
Пока во мне есть чувство,
Пока люблю искусство,
Тебе с любовью принесу
И вдохновенье, и слезу.
Подобен богу ты во всём,
Велик и сердцем, и умом.
Ты в ангелы мне дан судьбой.
Тревожу бога я мольбой,
Чтоб жил на свете сотни лет
На радость всем наш общий дед!
(Л. Гинзбург)

« Последнее редактирование: 15 Дек, 2020, 13:30:43 от фок Гюнце »
Записан
Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
(אַז מען עסט שוין חזיר, זאָל רינען איבער דער באָרד" (‏שלום עליכם"

passer-by

  • Герцог
  • *****
  • Карма: 9246
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 13996
  • Я вольный воробей на ветке, от указаний отвернусь
    • Просмотр профиля
Re: Пушкин, Моцарт и Сальери
« Ответ #6 : 15 Дек, 2020, 13:53:11 »

Да, это очень интересно. Мы ведь вообще мало что знаем о Сальери, я, по крайней мере, только здесь прочла о нём, удивилась, послушала его реквием и была совершенно потрясена. Это была удивительная музыка. Вот хотелось бы, чтобы фок Гюнце написал более подробно об этом так безосновательно оклеветанном учителе. Где-нибудь отдельно и более подробно.

И странно, что эту клевету никто и не опровергал почему-то, даже писали, (и я была совершенно в этом убеждена, что так и есть), что музыку Сальери музыканты во всём мире игнорировали. 
Записан
"Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим,-
Потому, что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!" (с)
"Но разве тот, кто трусит глубины,
Найдет свою сияющую пристань?" Марриэн
Είναι ανώτερη σοφία να μπορείς να ξεχωρίζεις το καλό απ' το κακό

фок Гюнце

  • Энциклопедист
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5861
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 32750
  • El sueño de la razón produce monstruos
    • Просмотр профиля
    • Мысли вслух
Re: Пушкин, Моцарт и Сальери
« Ответ #7 : 15 Дек, 2020, 14:07:57 »

Ну, игнорировали...
в принципе, во всем мире про эту клевету не слишком-то и знали. Просто Сальери в XIX вке, в разгар романтизма, немного не ко двору пришелся, как и многие композиторы его времени.
Но тем не менее...
"Тарар" без перерыва ставился в Париже на протяжении почти сорока лет.  "Аксур" - тот же "Тарар" - вообще обладает абсолютным рекордом по длительности непрерывной постановки.

Та же "Ла Скала" очень часто открывала сезон именно операми Сальери - в память того, что "Признанная Европа" была первой исполненной в театре оперой.
   
Записан
Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
(אַז מען עסט שוין חזיר, זאָל רינען איבער דער באָרד" (‏שלום עליכם"

prokhozhyj

  • Естествоиспытатель
  • Хранитель
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 9045
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 14993
  • Без звериной серьёзности.
    • Просмотр профиля
    • Заметки на обочине
Re: Пушкин, Моцарт и Сальери
« Ответ #8 : 15 Дек, 2020, 14:13:30 »

, даже писали, (и я была совершенно в этом убеждена, что так и есть), что музыку Сальери музыканты во всём мире игнорировали.

И таки бывает: https://www.ng.ru/saturday/2006-04-28/13_bashmet.html

Но про "во всём мире" уже... э-э-э... не соответствует

https://yandex.ru/search/?clid=2186621&text=%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8B&lr=213&redircnt=1608030869.1
Записан
Я повидал морское дно,
Оно печально и темно,
И по нему, объят тоской,
Лишь таракан ползёт морской...

фок Гюнце

  • Энциклопедист
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5861
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 32750
  • El sueño de la razón produce monstruos
    • Просмотр профиля
    • Мысли вслух
Re: Пушкин, Моцарт и Сальери
« Ответ #9 : 15 Дек, 2020, 14:24:11 »

Ну, скажем прямо: Башмет и Сальери - несколько несравнимые в музыке имена. Не знаю, насколько пострадало творчество Сальери от того, что Башмет, начитавшись Пушкина, его не исполняет. Подозреваю, что остальное человечество этой маленькой трагедии даже не замечает. :)

Непонятно только, за что "Гумелю" (ну, вообще-то, он - Хуммель. Ян Непомук) досталось. Есть и иные фигуры, которые не только в письмах, но и более публично демонстрировали невосторженный образ мыслей по отношению к тому же "Дон Жуану", скажем. В частности, некий Л. ван Бетховен. Что же г-н Башмет не высказывается публично о том, что Бетховена исполнять отказывается, хотя у того тоже "есть хорошая соната" и еще парочка неплохих произведений?  :)   Информации маловато или по отношению к Бетховену свой масштаб все же осознает?  :D

Кстати, этот пра-а-ативный "Гумель":
https://yandex.by/search/?lr=155&text=Hummel%20sonata
Это только по запросу "Хуммель, соната". Оказывается, в музыкальном мире известна не "одна хорошая соната" композитора, а несколько больше. :)
А есть еще, например, https://yandex.by/search/?text=Hummel%20concerto&lr=155. Мессы и пр. уже не вспоминаем.
Видите, как исстрадалось творчество композитора от того, что сам Башмет лично его игнорирует за невосторженный образ мыслей по отношению к кумиру?

Забавный человек, право...

PS Кстати, есть версия, что багатель "Für Elise" адресован жене Хуммеля. И тут мы встретились с неповторимым фок Зильбершванфлоссе... :)
Другие, правда, утверждают, что адресатом является императрица Елизавета, жена Александра I... :)
« Последнее редактирование: 15 Дек, 2020, 15:48:52 от фок Гюнце »
Записан
Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
(אַז מען עסט שוין חזיר, זאָל רינען איבער דער באָרד" (‏שלום עליכם"

Sergiy

  • Герцог
  • *****
  • Карма: 689
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 2501
    • Просмотр профиля
Re: Пушкин, Моцарт и Сальери
« Ответ #10 : 15 Дек, 2020, 14:33:34 »

Обсуждение темы заставило вспомнить Вишневского:

Как в консерватории,
на пиру созвучий,
скрипачи заспорили,
чьи бандиты круче...

:)
Записан

passer-by

  • Герцог
  • *****
  • Карма: 9246
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 13996
  • Я вольный воробей на ветке, от указаний отвернусь
    • Просмотр профиля
Re: Пушкин, Моцарт и Сальери
« Ответ #11 : 15 Дек, 2020, 16:32:46 »

, даже писали, (и я была совершенно в этом убеждена, что так и есть), что музыку Сальери музыканты во всём мире игнорировали.

И таки бывает: https://www.ng.ru/saturday/2006-04-28/13_bashmet.html

Но про "во всём мире" уже... э-э-э... не соответствует

https://yandex.ru/search/?clid=2186621&text=%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8B&lr=213&redircnt=1608030869.1

Да.  :-[
Ссылка по Яндексу у меня не читается, но я погуглила. "Открыла Америку" - оказывется даже сравнительно недавно был даже суд по поводу этой клеветы и Сальери оправдали.
Но печально, тем не менее.
Записан
"Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим,-
Потому, что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!" (с)
"Но разве тот, кто трусит глубины,
Найдет свою сияющую пристань?" Марриэн
Είναι ανώτερη σοφία να μπορείς να ξεχωρίζεις το καλό απ' το κακό

фок Гюнце

  • Энциклопедист
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5861
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 32750
  • El sueño de la razón produce monstruos
    • Просмотр профиля
    • Мысли вслух
Re: Пушкин, Моцарт и Сальери
« Ответ #12 : 15 Дек, 2020, 18:55:36 »

Понимаете, тут есть еще нюанс... Сальери "в народе" известен как композитор меньше. Прочувствовать и оценить, скажем, его "Реквием", можно только при условии обладания некоторой музыкальной и глубокой общей культурой.
А про величие Моцарта знают все. В школе узнали. И слушали "Лакримозу" из моцартовского Реквиема - понравилось. Круто написано. Может, даже клево.  Красивая музыка. Или музончик. А того, что в этой самой "Лакримозе" от Моцарта - восемь тактов, а дальше идет невесть чье беспомощное барахтанье в попытке написать хотя бы вариации на тему Моцарта - ни в школе не учили, ни сами не слышат. Как тут не поверить гнусненькому пасквилю о том, как завистливый бездарь отравил гениального творца?
« Последнее редактирование: 15 Дек, 2020, 19:01:58 от фок Гюнце »
Записан
Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
(אַז מען עסט שוין חזיר, זאָל רינען איבער דער באָרד" (‏שלום עליכם"

Ilona

  • Герцог
  • *****
  • Карма: 1984
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 4823
  • Ты хуже дьявола, минорит. Ты шут.
    • Просмотр профиля
Re: Пушкин, Моцарт и Сальери
« Ответ #13 : 15 Дек, 2020, 18:58:31 »

что сказать про пьесу, написанную вскоре после смерти героя, для которой сам автор внятно привести источник своей информации не мог, сбиваясь на откровенный лепет с явной неправдой?
Злостной клеветой назвать. И не сравнивать с "Ричардом III", аналог которому у нашего всего называется "Борис Годунов". Про Сальери - это от души.
Записан
Вот тот, кто возвещал вам истину и уверял, что у истины вкус смерти. А вы верили не столько его словам, сколько его важному виду.

фок Гюнце

  • Энциклопедист
  • Герцог
  • *****
  • Карма: 5861
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 32750
  • El sueño de la razón produce monstruos
    • Просмотр профиля
    • Мысли вслух
Re: Пушкин, Моцарт и Сальери
« Ответ #14 : 16 Дек, 2020, 09:16:39 »

/*Хмыкнув*/ Зачитавшись материалами по этой гадкой истории, наткнулся на чудесный отрывок из письма Констанции, вдовы Моцарта, своему старшему сыну Карлу Томасу (30 января 1807 года) о младшем, Франце Ксавере.
Там и "Гумель" встречается, злобный гонитель и травитель Моцарта, разбивший страдающее сердце несчастного но гордого (а главное - наделенного знаниями) Башмета:
"Dein Bruder gehet ietz zu Salieri und zu Hummel. beide haben viele liebe und freundschaft für ihn... nun hat er die 3 große meister Salieri, Albresberger (sic!) und Hummel, konnte ich dir nur einen von diesen Maner geben wie glücklich wäre ich …" - "Твой брат сейчас едет к Сальери и Хуммелю. Оба питают большую любовь и дружбу к нему... теперь у него есть 3 великих учителя, Сальери, Альбрехтсбергер и Хуммель, если бы я могла передать тебе только одного из них,  я была бы счастлива".

А вот найти отзыв Хуммеля о Моцарте, который так больно ранил Башмета, так и не получилось. Зато получилось найти отзыв Листа о Хуммеле: "Ни один порядочный пианист-виртуоз, имеющий всестороннее образование, не может и не имеет права игнорировать основные произведения Хуммеля".
Ну, Башмет, конечно, альтист, а не пианист, да и, судя по его высказываниям, всесторонним его образование назвать невозможно.  ;D
Правда, он еще и дирижер - видимо, на этом основании он (если уж вспомнить, о чем мы ведем речь) достаточно высоко себя ценит и считает, что заработал право и пачкать мадонну Рафаэля, и бесчестить Алигьери.   
« Последнее редактирование: 16 Дек, 2020, 09:48:44 от фок Гюнце »
Записан
Barbara, Celarent, Darii, Ferio
"Αν ένας γάιδαρος σε κλωτσήσει, δεν έχει νόημα να τον κλωτσήσεις και εσύ" (Σωκράτης)
(אַז מען עסט שוין חזיר, זאָל רינען איבער דער באָרד" (‏שלום עליכם"