Полюбуйтесь фотографией под катом - она того стоит.
Это - галактика I Zw 18, удаленная от Млечного пути всего лишь на 59 миллионов световых лет.
Собственно, сама I Zw 18 находится в центре фотографии, а справа вверху над ней - карликовая галактика I Zw 18C.
I Zw 18 интересна в первую очередь, своим возрастом. В ней практически нет ни одной звезды старше полумиллиарда лет (почему практически - см. ниже), а следовательно, и сама галактика образовалась (точнее говоря, ее звездное население начало формироваться) не более 500 миллионов лет тому назад.
Металличность (содержание металлов - любых элементов кроме водорода и гелия) галактики очень низка - это понятно, всего за полмиллиарда лет ее звезды просто не могли наработать заметное количество элементов тяжелее гелия. В ней обнаружены лишь следовые количества углерода, азота и кислорода, явно образованных недавно сформировавшимися звездами. А отсюда следует интересный вывод - из газа этой галактики звезды ранее не образовывались.
Еще интересно то, что трудно понять, отчего газ, сформировавший юную галактику, до этого терпеливо ожидал своего часа почти тринадцать миллиардов лет. И еще интересно - где именно и в каком виде он этого ожидал - ведь в норме межгалактический газ обладает куда большей металличностью, чем эта галактика.
Обычные представления об образовании галактик гласят, что формирование галактик происходило преимущественно в течение первого миллиарда лет после Большого Взрыва, а последующая история их развития сводилась к росту, слияниям и поглощениям, а также реорганизациям и изменениям структуры.
Тот факт, что галактики могут формироваться через тринадцать миллиардов лет после Большого взрыва (точнее говоря, формироваться начинает лишь их звездное население: ведь темное гало галактики, то самое сгущение темной материи, которое и определяет ее массу, практически наверняка существовало намного раньше), очень любопытен.
Кроме этого, юная галактика и сама по себе наводит на разные мысли. Например, о ее "устройстве".
Дело в том, что сама галактика достаточно своеобразна - она содержит активную гигантскую область звездообразования, в которой бурно формируются новые звезды, взрываются сверхновые - словом, идет активный процесс строительства нового звездного дома - и огромное, в полтора десятка раз большее по размерам, чем эта область, гало холодного газа, светящегося за счет переизлучения света звезд (как обычная эмиссионная туманность, только колоссальных размеров). Гало дает примерно половину излучения галактики, а его масса существенно превосходит массу уже образовавшихся в галактике звезд, так что, строго говоря, эта галактика должна считаться состоящей из газа, в котором пока образуются звезды. Так что поневоле следует приходит в голову мысль о том, что нам повезло - в силу пока непонятной игры природы мы можем любоваться процессами рождения звездной компоненты галактики и изучать детали этого процесса не с расстояния в миллиарды световых лет, а куда ближе.
И это - тоже интересно, потому что подробности процесса формирования галактик многие годы интересовали астрономию - а тут мы наблюдаем, в сущности, за эмбриональным развитием.
Любопытно, впрочем, и то, что буквально несколько звезд в галактике имеют больший возраст - причем, что особенно интересно, различный: одни возрастом явно около одного миллиарда лет, другие - двух-трех, несколько - больше пяти. То есть, в течение миллиардов лет галактика имела дивный темп звездообразования - в ней образовывалось буквально по несколько единиц звезд за сотни миллионов и миллиарды лет - а полмиллиарда лет назад что-то случилось, и в этой галактике, насчитывавшей к тому времени лишь несколько звезд, темп звездообразования вдруг вырос в миллионы раз и стал характерным для ранних галактик Вселенной.
Интересно, правда, и то, в какой степени закономерности рождения юной I Zw 18 отражают процессы, происходившие в первые сотни миллионов лет бытия Вселенной.