Так ведь я ровно это и говорю - ошибка ошибке рознь, и людей, совершивших разовые, хотя, возможно, и очень значительные (с нашей, сегодняшней точки зрения) ошибки называть дураками все же не стоит.
А вот люди, неспособные интерпретировать простейшую информацию, они таки дураки.
Смотря, какие ошибки.
И вот это сразу делает проблему дурака многомерной.
Если гениальный ученый, сделавший ряд важнейших открытий, сорвал эксперимет, погиб сам и погубил работавших с ним коллег, он дурак?
Если великий полководец, выигравший десяток важнейших битв, проглядел изменника в своем ближайшем окружении и из-за этого погубил армию, он дурак?
Если опытнейший хирург, проведший десятки сложнейших операций и спасший сотни жизней, вдруг в ходе рутинной операции погубил на операционном столе гениального ученого, он дурак?
Мы говорим о праве на ошибку, о старухе и прорухе, о судьбе-злодейке.
А еше есть люди, гениальные в своей области и безнадежно тупые в остальном. Моя бабушка говорила: "умный, умный, а дурак".
А еще есть люди, которые дураки с точки зрения одних умных людей, и умники с точки зрения других умных людей.
И при этом есть круглые дураки, по поводу которых ни у кого не возникает разногласий - ну вот видно, что дурак. Но о таких говорить не интересно
Ремер, скажем, намерил скорость света около 220 тысяч км/с - но мы его не ругаем!
Ну,во-первых, мы ругаем, в основном, когда это нас касается. А кого касается ошибка Ремера? Даже те, кто принадлежит к 0.001% человечества, для которых важно значение скорости света, это значение уже знают.
А во-вторых (и это не имеет к Ремеру никакого отношения), мы вообще склонны жалеть дураков, а не ругать. "Простите его, он же по глупости, он ничего дурного не хотел!" Правда, это до тех пор, пока эта конкретная глупость мне не повредила