«Новые времена» (1936 год) – пожалуй самый мощный фильм Чаплина. Собственно, с первой же сцены, когда рабочих, спешащих на фабрику, сравнивают со стадом баранов, которых загонят в стойло («Вас считают скотом и относятся к вам как скоту») настраивает фильм на нужный лад. Сцена на конвейере, где Бродяга вынужден за смену завернуть неимоверное количество болтов и гаек, с одной стороны дико смешна, а с другой – внушает ужас. Чаплин слишком хорошо показал, что подобная работа очень быстро загонит в гроб или дурдом самого крепкого человека.
Ну а дальше только по нарастающей. Упырь-фабрикант, сцена с коммунистической демонстрацией (на этом эпизоде я просто заорал, настолько блестяще всё сделано, реально лучший момент фильма), тюрьма, встреча с героиней и дальнейшие совместные злоключения – всё выполнено на высшем уровне.
Более жёсткой критики тогдашних реалий в кинематографе я, честно говоря, не видел. И мне сложно представить какие связи пришлось задействовать Чаплину, чтобы пройти цензуру и выпустить в прокат эту картину. И очень понятно почему за Чарли закрепилась слава коммуниста, ведь это был самый простой способ его оппонентов отмахнуться от тем, затронутых в фильме.
Ну и, конечно, показательна реакция самих американцев на эту картину. То, что фильм даже не был номинирован на «Оскар» – даже не удивляет. Интересна реакция простых людей. Ради интереса залез на IMBD, почитал отзывы англоязычной аудитории. Удивила как рецензенты в своих отзывах массово опускают социальный аспект фильма и сводят его к комедии. И это при том, что этот самый социальный аспект никуда не делся из нашей жизни. Так сцена с безумным конвейером напомнил мне историю про условия работы на складе крупнейшего онлайн-магазина Amazon. Минутные перерывы на туалет, зарплата ниже прожиточного минимума и требование упаковывать по посылке каждые тридцать секунд – словно сошли с экрана «Новых времён». Но при этом в тех редких отзывах, где упоминается о тяжёлом быте рабочих, зрители обвиняют Чаплина либо в предвзятости (капиталист – карикатурен, а Бродяга – неудачник последовательно лишившийся трёх работ в разгар Депрессии), либо в надуманности сюжета (Чаплин придумывает, в жизни так не бывает!). Эпизод с демонстрацией и вовсе как будто никто не видел. Конечно, я понимаю, что два десятка отзывов – плохая выборка и может быть мне не повезло, но по мне – результат показателен. Для сравнения: на нашем Кинопоиске про социальный аспект говорят довольно много и по-разному.
Итог: лебединая песня немого кинематографа. Сюжет, не утративший злободневность за прошедшие семьдесят лет. Блестящая игра актёров. Смелость самого Чаплина. В общем, однозначный шедевр.