А распишите, очень интересно.
Только в правильной теме.
Во первых надо сказать что, то что я напишу это выводы на основе творчества Сергея Тарасова, я не знаю как оно было в жизни, может совсем отлично от того что я сейчас буду излагать. Но по творчеству очень сильно заметно что он тяготел к приключенческому кино, был его большим энтузиастом, даже наверное скажу что песня Высоцкого про книжных детей это про него.
https://www.kinopoisk.ru/name/256989/Его профайл это два фильма о чекистах, один по советским меркам экшен Перехват, фильм про Акртику, даже такая редкость для и советского и российского кино как фильм про англо-бурскую, и 5 рыцарских фильмов. Это почти все рыцарское кино снятое в СССР за пределами прибалтийского национального эпоса. Ну т.е. республиканское кино трех прибалтийских республик немало сняло про национальную борьбу против угнетателей баронов и рыцарей. А что было кроме этого, по сути снимал Тарасов, и писал сценарии к другим приключенческим и средневековым фильмам. Кроме того что он энтузиаст приключенческого кино, он и в более узком смысле был энтузиастом рыцарского кино. И я думаю что энтузиастом, а не просто человеком который ухватил сплотейшен тему(хотя наверное не был совсем от этого свободен), который работал над собой и учился, он не был бездарем, но и не был сверхталантом, его рыцарские фильмы в хронологической последовательности это очень заметная работа над ошибками первых фильмов.
Его первые фильмы это обычная подготовка советского режиссера который нормально чувствует себя в театральных(или телевизионных) рамках, его первый рыцарский фильм "Стрелы Робин Гуда" это плохое понимание как ставить операторскую работу и боевые сцены, как все это монтировать, это опять таки не очень хорошее понимание как работать с пафосными текстами из уст легендарных средневековых персонажей. В фильме есть такие сцены которые получились просто ужасно, при том что смотрятся они каким то творческим приходом и экспериментом. Это очень ученический фильм. Если бы не те фильмы что были до, можно было бы подумать что это вообще первый фильм режиссера.
Его второй рыцарский фильм "Айвенго". Его уже пришлось порезать, я слышал что Ревекку заставили не вставлять изначально. Ко всему остальному он подошел более продумано чем к первому фильму, он уже решил проблемы как надо делать боевые сцены, нашел нужных каскадеров, оператора, явно уже много просмотрел как делалось такое кино на западе, но допустил другую ошибку. Его подбор актеров на роли, включая в том числе тех кого он брал часто в разные свои фильмы, Химичев, Кулагин, Хмельницкий, Масюлис почти везде диктовался внешним образом без внутреннего содержания, и почти весь имел проблемы в той или иной степени. Это очень хорошо видно в сравнении со следующим его рыцарским фильмом "Черная стрела". Безусловно он угадал только с Хмельницким Робин Гудом(хотя если представить себе ситуацию до фильма, наверное такой выбор был странным). На роль Ровены и Айвенго он взял чертовски красивых, типажных и абсолютно в то время деревянных актеров, которым предстояло говорить очень деревянный текст сэра Вальтера.Ну и еще сам как режиссер явно не смог заставить их более менее играть. Кулагин с более простонародной внешностью получил роль Седрика, Химичев с орлиным и аристократичным профилем злодейскую роль Буа-Гильбера, и это была серьезная очень существенная ошибка, Кулагин очень экспрессивный актер, с мощным зычным голосом, он был более уместен в роли злодея, чем очень спокойный и тихий Химичев. В "Черной Стреле" их как раз местами поменяли, Кулагин стал сэром Брэкли и по сути потащил фильм на себе, а Химичев стал мистером Мщу-за всех. На роль Джона взяли Масюлиса, которому тоже такая роль не очень подходила и по возрасту и по темпераменту, Принц Джон он как то мелковат как персонаж для такого актера и его злодейского обаяния, лучше было бы брать его на роль одного из рыцарей-норманнов. Ну и кому как мне не очень понравился выбор на роль Ричарда ЛС. Меня цепляло что он махал оружием очень медленно, наверное хуже всех владел фехтованием из всей съемочной группы. В будущих фильмах все уже как то лучше готовились к фильму. Ну и некоторые персонажи с очень хорошо подобранными актерами получились совсем эпизодическими с мизером экранного времени.
В результате Айвенго получился фильм для Тарасова наверное с наиболее деревянной и невыразительной игрой актеров, цепляющий в основном боевыми сценами, костюмами, духом рыцарского романа, и песнями Высоцкого. И Хмельницким. А причина как я уже сказал стремление подобрать актеров по внешнему типажу.
"Черная стрела" это его первый рыцарский фильм который не имел постановочных ошибок. Как мне кажется сам роман Айвенго куда больше цепляет людей даже в порезаном виде чем история Дика Шелтона, плюс Высоцкий и он уже куда больше людей берет за душу. Но чисто постановочно, как режиссерская работа, он более чистый, с более яркими ролями, где есть что-то кроме боевых сцен и собственно духа рыцарства. Я к примеру обожаю получившиеся там образы Хетча, Ричарда Глостера Филиппенко, и злодея Кулагина. Ну и на главные женскую и юношескую роль там взяли актеров которые играли.
"Квентин Дорвард" примерно тоже. Очень хорошая подборка актеров на роль Бургундского и Людовика Паука, дядя Квентина Кулагин, Химичев прямой и строгий граф. единственный на мой взгляд недостаток, допущенный на этапе подготовки, сам Квентин был более деревянным чем Шелтон, но физически хорош, и еще Кабо. Тут уже Тарасова начало тянуть в сплотейшен, который в итоге закончился "Рыцарским замком" который я не очень люблю, взял одну из тогдашних восходящих красавиц, игра которой всегда вызывала много нареканий. А главной проблемой стали какие то технические траблы, в фильме в финальной схватке явно не хватает каких то кусков, как в фильмах где часть материала попадала в технический брак.
Ну и повторю то что сказал в начале и что так витиевато и путано объяснял. Человек был энтузиастом, который любил тему рыцарского кино, и очень много работал над ней, и над собой, трудный путь к даже не совершенству, а к хорошему результату.
Как не странно, но я считаю что лучший фильм Тарасова это "Черный треугольник" про чекистов. Столько сил и внимания уделить теме средних веков, он еще несколько сценариев написал, работать над собой, учиться тому чему никто у нас в стране не умел. На самом деле у нас до него фильмы про средние века совсем по другому ставили. И кое чего в этом достичь, он ведь реально король нашего рыцарского кино, а лучший фильм детектив про чекистов. В "Треугольнике" есть много смелого, есть конфликт старой царской и нового революционного, что нам с эром Рысью нравится, сам детектив отличный, все актеры подобраны правильно относительно своего места, в числе прочих те же самые Хмельницкий, Масюлис, Кулагин, Химичев, все образуют мощный играющий ансамбль, и что самое интересное у Тарасова там есть цитаты отсылки к другим фильмам и литературным детективам. Это по сути и постмодерн, творческое переосмысление подобных фильмов что были до него. Он хорошо был знаком с зарубежным кино, и наверное хорошо понимал что делали в то время постмодернисты во Франции, Италии, США, и сделал такую тонкую не банальную вещь, мало кем оцененную с этой точки зрения. Да и сам потом никогда такого больше не делал. Я во всяком случае не замечал.