В продолжение разговора о созидательной повестке дня.
так получилось что сейчас смотрю разные современные сериалы о гражданской революции и революционных партиях. Во время этого действа столкнулся с такой вот точкой зрения, что ранние сериалы о гражданской снимая об эсерах, проводили параллель между террором чеченцев и эсеров. Признаться говоря мысль вначале показалась мне дикой, тот и этот террор совмещаются примерно как те самые бульдог с носорогом. Но потом я к немалому удивлению обнаружил искомое сходство, и таки был вынужден признать что в чьих то головах это действительно совмещается. В первую очередь конечно это сходство обнаруживается в том что у террористов эсеров и большевиков постоянно обнаруживается либо коварный манипулятор, сидящий в основном за рубежом и направляющий весь террор, либо связи с иностранными разведками. Кто-то может сказать причем тут боевики какого нибудь Басаева или Бараева? Но дело в том что в нашем кино как раз тех же лет экранные воплощения этих боевиков тоже были слугами неких коварных зарубежных манипуляторов, в "Личном номере" и в "Обратном отсчете" так и вообще это был некий олигарх заказчик. Этот компонент очень сильно роднит экранные образы революционеров и боевиков кавказского подполья. И наверное бонусом уравниваются жертвы Дубровки и Плеве с Сергеем Александровичем.
Три недавних отсмотренных сериала.
"Империя под ударом". 2000
https://www.kinopoisk.ru/film/imperiya-pod-udarom-2000-178563/Вот отзыв на него моего друга по ФКП, и она же подметила это запараллеливание чеченцев и эсеров.
https://beauty-spirit.livejournal.com/262047.htmlВ целом сериал повествует о противостоянии офицера охранного отделения Путиловского и его команды, с террористами-эсерами, руководимыми вначале Гершуни, после поимки которого Азефом, а потом к нему добавится Борис Савинков. Террористы сплошь экзальтированные и инфантильные личности, по которым по идее плачет горючими слезами клиника, особенно Каляев и Созонов, какие то социальные мотивы не поднимаются, и вообще положение дел в Империи надо полагать хорошее и никак не должно вызывать наличие в ней революционеров-террористов. Что-то похожее на положительный мотив, месть за кого-то, есть только у Доры Бриллиант. На верху же они руководятся циничными, расчетливыми и злыми Савенковым, Бриллиант и Гершуни. И Азефом который самый циник зато веселый, лихо крутит манипуляции, как товарищами так и охранкой, агентом которой он является, живет весьма роскошно. Вот эти граждане почти все говорят о терроре как о способе обрушить власть в России, мол и то будет хорошо и так нужно, и почти ничего зачем им это нужно. . Т.е. рассуждают о средстве борьбе, но не о целях. На другой стороне Путиловский и его команда из двух человек, тертый старый сыщик, молодой немец специалист по технике, и сам высокоморальный пряничный Путиловский. Их друзья и их начальство. Надо сказать что начальства много, следователь Пути-кий, много с кем по фильму контачил, на многих персонажей тут дают историческую справку-досье, если кто видел "Троцкого" то помнит как они выглядят, здесь из них к примеру можно узнать что князь Сергей Александрович, примерный семьянин, противник реформ, христианин, и ничего про его ЛГБТ увлечения. Начальство: губернаторы, полицмейстеры и генералы, исключительно благостное, как правило доброе и никому не делает зла. Некоторые чуть посуровее типа Плеве, некоторые совсем благостные типа Сипягина. Правда иногда сценарист набрасывает на это начальство, к примеру Сипягину приписывает адюльтер, из-за которого удается фокус с пакетом из-за которого его убили. Начальство не хочет охраняться и его периодически через это убивают, или ранят. Грызни в верхах мало и она благостная. Честно говоря у меня было впечатление что Малюков плохо относился к данному ему для работы материалу, и превратил его в клоунаду. во всяком случае положительные герои так кривляются иногда, такие чушные диалоги несут, ужимки какие. Вообще не в стиле постановки Малюкова, такого я у него нигде не видел. Получилась этакая война в подполье психов против клоунов. кроме этого так вышло что "умный" сценарист(она недавно препарировала Хождение по мукам) составила материал таким образом, что собственно ОРБ и работа Пути- го сводится к тому что бы предупредить о покушении некого крупного чиновника, тот откажется покушение произойдет, и либо попадут либо нет. Т.е. по сути следователь свою борьбу с террором весь сериал проигрывает, ведет дела но ничего до самих покушений не может предотвратить. В конце же он начинает с любимой женщиной рассуждать о учении Мечникова и антителах и называет себя таким антителом, истребляющим бактерии терроризма. И тут он внезапно сдает эсерам провокатора Азефа, увольняется из охранки и идет в частную практику, а Азеф прибегает к нему требовать что бы он как то снял с него подозрения. Сочетание этих эпизодов меня сильно нахлобучило. Получается следователь Пути-ский, не просто абы где, а довольно извращенное прочтение личности
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лопухин,_Алексей_Александрович_(1864) Алексея Лопухина, который был убежденным противником системы агентов провокаторов, считал что проблемы Российской Империи надо решать реформами, и фактически по моральным соображениям расстался со службой. И по тем же причинам он и сдал Азефа. А его превратили в антитело Мечникова. Большевиков тут вроде как не встретил, одни эсеры.
"Секретная служба Его Величества" 2006
https://www.kinopoisk.ru/film/sekretnaya-sluzhba-ego-velichestva-2006-426305/Сериал курильщка. В смысле того что тут столько бойких трешевых прочтений исторических событий, что очевидно что сценарист курил, и это был не табак.
Некае секретная служба, созданная и руководимая каким-то российским адмиралом(!!! не будем говорить какой стране, службе и героям тут передается привет), и по сути возглавляемая лично царем борется с террористами. Главные герои юный одаренный студент, теперь агент и старый тертый сыщик полиции. ага, уже был такой образ.
Примеры здешних террористов и расследуемых дел.
1.Эмир Бухраский, вассал Российской Империи по задании иностранных разведок нанимает ссыльного большевика, что бы убить художника Верещагина. Мол "много навредил мне и моим друзьям", а тот в свою очередь на это нанимает Азефа. можно сказать что очень такой прямой образ некой исламской республики в составе РФ, со связями с иностранными разведками. Кстати заказ выполнили потом японцы. Т.е. то вот что было с Петропавловском это был заказ англичан, а не то Верещагин нашел бы умеренных японцев и договорился бы с ними о мире, с такой миссией он ехал в Порт-Артур.
2.Кровавое воскресение получилось так потому что, нанятые кем то убийцы расправлялись с семьями солдат-преображенцев и подкидывали на место убийства большевистские прокламации. Из-за этого солдаты не стали стрелять поверх голов а прямо в рабочих. В этой же серии адмирал и какой то другой чиновник говорят о том что мол все как по учебникам запушен механизм атаки на государство, с намеком на цветную революцию.
3.Есть тут бои на Пресне, и тут у нас причудливый гибрид разнузданного мародерного Февраля и новогоднего штурма Грозного.
4.Ну и я уже поминал что большевикам тут шили убийство Саввы Морозова, и в тех сериях фигурировал Красин.
Разумеется о мотивах революционеров и их программах все так что впечатления что дурью маются, не пойми от чего. Но в отличии от предыдущего сериала этот победоносный, каждое дело постарались закончить типа как полицейской победой. Грызни в верхах нет, очень много встречается исторических личностей, семья Морозовых, разгульный Шаляпин, богемный Горький, фифа Кшесинская. Кстати в предыдущем сериале был Горький и балерина Красавина, тоже фифа, и Пути-ский, отбил её у Горького. Самое удивительное что Азеф есть, он циничный террорист в стиле авторитетного пацана, у которого больше всего стволов, но он не провокатор охранки!
Надо отметить что в этом сериале есть нечто созидательное, проект самолета главного героя который он разрабатывал еще студентом и этот проект был передан другому студенту и юному гению. Но это слишком проходной и незначительный эпизод. И тут еще есть саунд один в один как из Стражей Галактики.
"Столыпин... Невыученные уроки" 2006г.
https://www.kinopoisk.ru/film/stolypin-nevyuchennye-uroki-2006-427837/ Вот тут уже этакое противостояние реформатора созидателя, и революционеров-террористов и прочих врагов реформ. Очень похожий набор и прочтение революционеров с прошлыми сериалами, те же самые Савенков, Азеф, Бриллиант, инфантелизм, умственные заскоки и клиника. Близкий набор терактов. Плеве, Сергей Александрович, фон Лауниц. Только добавился Богров, вначале революционер, потом добровольный агент охранки. Правда Азеф ололо, на три сериала третий вариант прочтения его личности, он тут конечно провокатор, и облик тут у него наиболее быдловатый, сибаритский и даже противный, очень противный смех и постоянное напевание шлягера "школа танцев Соломона Шкляра", но при этом он оказывается работает на охранку по железному убеждению что террор вреден и желает извести всех террористов, о чем пишет в конце письмо Савенкову. А Лопухин какой то эпизодический негативный тип, плохо работал в охранке и почему то решил сдать такого агента.
А вторая половина сериала это Столыпин, его борьба с террором, его аграрная реформа, реформа земств, национальный вопрос. Здесь что редкость для нашего кино есть политический процесс, голосования и обсуждения в Думе, Госсовет при царе. Много интриг чиновников. но здесь есть именно сильный созидательный мотив, типа 20 лет без войны, сибирские крестьяне единоличники встанут на ноги и завалят мир хлебом, уже заваливают, ломать общину и бороться с крупными землевладельцами, модернизировать армию. Говорят где то Путин ассоциировал себя со Столыпиным и это можно сказать его фильмовый альтер-эго. Куда более яркое чем Пути-ий, который очень пассивен, а его решения не идейные, а какие то личностные. Но если это так то фильмового Путина убивает местная олигархия, родовитые аристократы объединенные в масонскую ложу, со связями за рубежом Трубецкой, Оболенский. Решение принимали они, организаторами были генералы охранки, исполнителем агент охранки Богров, причем в период когда террор уже издыхал. А перед этим они таки смогли через Распутина и царицу выдавить Столыпина от власти. Но я хочу сказать что при том что тут просто куча фактологических передергов про его реформы, которые в реальности провалились, мистические закидоны связанные по сюжету с Распутиным, очень приторный образ самого Столыпина, вокруг него "любезный", "милостивый государь" и такие слова в таком количестве что булка уже не хрустит, а громыхает, то за счет верхушечной борьбы и заговора против реформатора, и сильной созидательной программы сериал цепляет куда больше чем предыдущие невразумительные полицейские сериалы. Т.е. врать наши творцы не стесняются, глаза у них от этого к переносице не сводит, могут врать и делать созидательную идею, но почему то почти не делают.
Но у сериала про Столыпина была плохая судьба. страница на КП пишет что его начала снимать одна команда, встретила некие препоны, и потом начала снимать другая команда, а в эфир он тогда не вышел, доозвучивали его уже два года спустя и он пошел в 2008 году прямо на двд. Что между прочим любопытно, этакий ассоциативный с Путиным и не вышел. Может потому что тут "Путина" убивают в результате заговора? Впрочем тут еще есть еврейский вопрос, Распутин с влиянием на царицу, и плохие ретрограды-консерваторы, которые мешают самоуправлению, национальному и аграрному вопросам. У любителей хруста и РКМП такие образы не в чести. Но все равно вышло так что самый созидательный сериал из РКМП тематики, почему то оказался загнан под шконку.