В задачах обычно предлагается необходимый и достаточный набор условий.
При чем тут условия? Речь как бы идет об инструментарии. Типа, если в задаче сказано "построить такую-то фигуру с помощью циркуля и линейки" - я не могу использовать карандаш?
Только не в качестве инструмента построения.
А то, чем проводят линии - это не инструмент построения?
нет.
Построением в геометрии именуется определенная формализованная процедура, а инструментами построения, собственно, идеализированные процедуры (и не более того) задания прямых и окружностей.
Линейка в построении с помощью циркуля и линейки не имеет делений и ограничений по длине (то есть, "линейка" - это набор всевозможных прямых, проводимых по определяемым при построении правилам), циркуль же - размера (то есть, "циркуль" - это набор всевозможных окружностей, проводимых таким же образом).
И где тут карандаш?
А калькулятор я могу использовать, если в процессее решения возникла, скажем, дробь 2064/112? Или непременно в уме?
Если Вы не используете его в качестве незаменимого средства - пожалуйста. Грубо говоря, если он используется для удобства, а не потому, что без него метод не работает.
А вот если Вы вводите его как незаменимое средство решения (как в приведенных анекдотах по измерению высоты ни один предложенный метод не обходился без дополнительных к условию незаменимых средств) - то не можете. Это уже метод, выходящий за пределы условия.
Если нужно точное решение - нежелательно. Но зачем в уме? Попросите бумажку чистую.
И вот тут мы опять обращаем внимание на то, что корректное решение задачи может быть достигнуто только с учетом заданных требований по точности.