Мое мнение по поводу фоновых тем 8-го эпизода "Звездных войн".
Любое произведение искусства несет в себе элементы культуры к которой принадлежит.
Сага "Звездные Войны" это типично американское произведение в котором видно многое из американской истории и культуры, сам конфликт напоминает историю Гражданской Войны севера с Югом, сражения космических армад крайне напоминают войну авианосных соединений на Тихом Океане, а полюбившиеся зрителям эвоки несут в себе черты индейцев и хороших вьетконговцев.
Взявшаяся продолжать детище Лукаса корпорация "Дисней" изрядно переломала устоявшиеся ранее каноны, и нынешние фильмы повествуют о продолжении вечной космической войны добра со злом.
Согласно новой истории, после победы повстанцев над Империей Сидиуса - Палпатина, новые республиканские власти добились полной капитуляции оставшихся верными имперской идее войск, провели люстрации бывших имперских офицеров, а лояльные Империи миры заставилди выплачивать контрибуции и репарации, мирам поддержашим повстанческий Альянс. После чего огромные республиканские армия и космический флот были расформированы и большая галактическая республика погрузилась в привычное для себя состояние кипучего безделья.
Тем не менее на окраинах Галактики верные Имперской идее старые офицеры помнившие Таркина, Сидиуса и Вейдера создали организацию поставившую себе цель возродить Империю и ее былое величие.
В ответ на создание этой организации принцесса и сенатор Лея Органа возродила "Сопротивление", которое однако не пользовалось официальной поддерджкой властей Галактической Республики, те ограничивались или благожелательным нейтралитетом, либо тайными финансовыми влииваниями. Фактически "Новое Сопротивление" стало частной армией Леи Органы и еще нескольких старых единомышленников, существовавшее в основном на их собственные средства.
Я так подробно описываю предысторию для того, чтобы пояснить, что в новой трилогии и "империя" и "сопротивление" это организации примерно одного уровня легитимности и отношения к галактической законнности. Обе они, откровенно говоря нелегальны.
И именно по этой причине их крайне интересно сравнить.
Разумеется авторы фильма рисуют организацию антагонистов, всевозможными оттенками черных красок, Тем не менее даже сквозь эту черную краску проглядывае очень серьезная и крайне жизнеспособная структура это организации. Авторы фильмов стараются не заострять на этом внимание зрителя, но тем не менее организация имеет собственную промышленную и научную базу, ей удается содержать собственный довольно немаленький флот, вести перспективные разработки, позволяющие осваивать и применять новые технологии. Например "основной задаче" удалось построить новую базу, аналогичную пресловутой "Звезде смерти" из оригинальной трилогии, как минимум два больших космических дредноута новой конструкции, которых не было в предуыдущих фильмах, освоить и применить технологию слежения за гиперпространственными переходами, которая позволила им следить за косимическими кораблями конкурирующей организации, и наконец масштабировать в обе стороны технологию энергетических излучателей со "звезды Смерти", они построили и сверхбольшой излучатель, который был применен в 7-ом эпизоде, и сверхмалый, при помощи которого они уничтожили ворота базы сопротивления в 8-ом эпизоде.
А что же у их таких же незаконных конкурентов?
А откровенно говоря ничего. частная армия конкурентов громко именующая себя повстанцами, ничем подобным похвастать не может, она использует оружие и технику которые зрители франшизы прекрасно помнят еще со времен фильмов 80-х, и к 80му эпизоду докатилась до применения каких-то абсолютно древних, чудовищно ржавых агрегатов, которым удается выполнять свои задачи только ценой огромных потерь в составе их экипажей, за что мудрая принцесса Лея еще и умудряется распекать своих подчиненных единомышленников за большие потери. Хотя она же и является адмиралом и главой этой самой организации.
Разумеется что при таком техническом превосходстве антагонистов, "повстанцам" только и остается что бегать поджав хвост по всей далекой-далекой Галактике.
На идеологическом фронте, все еще более печально.
Несмотря на то, что сценаристы откровено симпатизируют повстанцам, и не устают насмехаться над антагонистами высмеивая и выствяляя в неприглядном свете личностные характеристики ее верхушки, которая представлена либо старым самодовольным садистом сноуком, либо отягощенными подростковыми комплексами молодыми людьми: генералом Хаксом и учеником-ситхом Кайло Реном.
Но если рассмотреть ее непредвзято, то очевидно, что организация антагонистов представляет из себя огромную военизированную структуру с жесткой дисциплиной и идеологией, при этом посыл этой идеологии довольно прозрачен, и понятен большинству ее членов, во всяком случае, дезертиры из организации случаи единичные, это видно из обоих уже показанных эпизодов:
За два эпизода, в наличии только один дезертир, он же один из главных героев новой трилогии.
Сын принцессы Леи Органы, Бен Соло ставший одним из лидеров этой организации под именем Кайло Рен формулировал ее цели следующим образом:
"Задача первого порядка - убрать беспорядок из нашего собственного существования, чтобы цивилизация вернулась к стабильности, которая способствует прогрессу. А стабильность, существовавшая при Империи, была сведена к анархии в результате восстания, унаследованного в свою очередь так называемой Республикой и будет восстановлена нами. Будущие историки будут смотреть на это как на время, когда сильная рука вернула верховенство права в цивилизацию".Тут следует отметить вот еще какой момент, "первый орден" в русском дубляже крайне неудачный перевод названия этой организации, First Order это именно что "первый порядок", "Основная Задача", но никак не "орден".
Цель организации проста и понятна, более того, ее задача вынесена в ее же название.
Все очень просто.
А что же у конкурентов? Да в общем ничего, лишь унылая и пустая болтовня о старых временах и в лучшем случае декларируется необходимость закончить начатое.
И если руководство "Основной задачи" представлено людьми молодыми, горячими, прринимающими далеко небезупречные решения в части стратегии и тактики, пресловутый вопрос "морали" я намеренно опускаю, потому что антагонистам по умолчанию положено быть негодяями, тем не менее в действиях этих молодых людей как ни странно есть логика и разум.
А вот руководство повстанцами, представлено старыми друзьями и соратниками несравненнной принцессы Леи Органы, абсолютно бесцветными и довольно унылыми, которые только и делают что ведут своих подчиненных от поражения к поражению. Заняты выдумываниями очередных операций по спасению которые заканчиваются провалами.
При этом обе организации по ходу действия восьмого эпизода саги пережили дворцовые перевороты различной степени успеха:
В "Основной задаче" верховный лорд Сноук вместе со своей личной охраной был убит Кайло Реном и Рэй, но увенчавшийся успехом дворцовый переворот никак не отразился на внешней политике организации. "Основная задача" оказалась институционально устойчивой к подобного рода потрясениям, Кайло Рен отказался переходить на светлую сторону, и как оказалось вполне себе верен основной идее организации.
А вот у "сопротивления" все вышло несколько иначе: постаревшая принцесса Лея, окруженная старыми проверенными кадрами еще со времен победы над Палпатином-Сидиусом, находясь вроде бы как в кругу единомышленников зачем-то стала скрывать от них оперативные цели и задачи, и если на идейном уровне все "сопротивление" еще как-то жило надеждой на возвращение Люка Скайуокера, то на стратегическом уровне, Лея реализовывала какой-то хитрый план, в детали которого был посвящен лишь узкий круг ее доверенных лиц с некоторыми из которых она была знакома еще с довоенной юности, при этом уверенность в том, что приказы в рамках реализации этого плана, будут выполняться подчиненными, строилась исключительно на личном авторитете непогрешимой принцессы, но так сложилось что сама она впала в кому, а авторитета ее ближайшей подруги юности не хватило для того, чтобы удержать команду от мятежа, причем абсолютно лояльную команду, они посчитали подругу Леи вражеским агентом, очень жизненная ситуация, которая в других условиях могла закончиться куда более трагично, но сценаристы выкатили из кустов белый рояль в виде вовремя очнувшейся принцессы, которая и сумела предотвратить переворот. Но лишь исключительно ради того, чтобы продолжить исполнение очень хитрого плана который сводился к желанию тайно спрятаться на заброшенной базе, и который к немалому удивлению хранителей великой тайны оказался разгадан залетным уголовником, и был продан конкурентам за некоторую сумму.
План по итогам с треском провалился, а когда на сигнал СОС посланный великой героиней сопротивления Леей никто не откликнулся, ей только и осталось что пробормотать пафосное, "Галактика утратила надежду".
Услышав эту фразу, я мысленно отмотал весь фильм назад, пытаясь вспомнить, а давал ли кто Далекой Далекой Галактике какую-то надежду? Как ни парадоксально это звучит, надежду на некое другое будущее, дает в фильме именно "Основная задача", а что дает "Сопротивление" принцессы Леи? я как ни силился понять что же они предлагают Галактике, но так и не смог. Участникам сопротивления Лея предлагала возможность видеть свою пафосную личность в окружении таких же пафосных героев прошлого, при этом сама принцесса и ее пафосное окружение даже не удостаивали подчиненных единомышленников элементарным доверием и вниманием. Это смешно звучит, но на крейсере повстанцев на технической палубе, работала девушка, которая имела представление о технологии отслеживания гиперперехода которую применяли наследники Империи. Но она никому не была нужна, ее сестра погибла в ходе самоубийственной атаки на вражеский дредноут, но даже успех этой атаки ничего не решил.
На обитаемых планетах дети по прежнему, как и во времена отца Леи, Анакина Скайуокера, живут в рабстве и нищете, а фминансовые и оружейные воротилы по прежнему проигрывают огромные суммы в галактическом казино. В далекой далекой Галактике ничего не поменялось, зато желающих смотреть на постаревшую героиню прошедшей войны и ее проверенную свиту, заметно поубивалось. И хотя согласно законам жанра позитивного детского фильма положительные герои чудесным образом спаслись, но вот взрослые вопросы в голове никуда не делись.
И откровенно говоря, для полноты картины сопротивления, в фильме не хватало пары соплеменников джа-Джа Бинкса - гунганов, с именами Сер-Эрв Кург и Ник-Вик Стар которые бы регулярно организовывали собрания команды крейсера на которых рассказывали про то, что мерзавцы из "Основной задачи" вместе с пятой колонной в команде крейсера заманивают мудрую принцессу в ловушку, но она не поддается на провокации, и вообще для того чтобы судить ее, следуеть обладать всей полнотой информации, которой команда разумеется не обладает, а потому нечего раскачивать крейсер. Это было бы очень смешно, и приятно разбавило бы фильм изрядной долей юмора.
Впрочем в фильме им места к сожалению не нашлось, фильм - американский.
Текст толком не вычитан, и обсуждаем.