Последние полтора месяца открыл для себя Чарли Чаплина. Нет, я знал, что он один из величайших актёров, создатель Бродяги, вклад в мировую культуры и т.д. Однако так получилось, что ни одного его фильма целиком я никогда не видел. А тут, значит, посмотрел «Огни большого города» и понеслось… Свои краткие впечатления о его фильмах может быть опишу позже, сейчас скажу про другое.
На волне интереса к Чаплину решил узнать как его биографию интерпретировал Голливуд. В связи с этим посмотрел фильм 1992 года «Чаплин» с молодым Дауни-младшим. Мне было интересно, смогут ли его коллеги по цеху раскрыть историю его травли в 30-50-е годы, завершившуюся изгнанием Чаплина из США. И, разумеется, Голливуд не подвёл.
Если верить фильму, то никакой особой травли и не было. Да, был конфликт между Чаплином и Гувером, который носил скорее личностный, чем политический характер. Гувер по фильму – злобный идиот, выполненный в комическом ключе, который только и может пытаться подловить Чаплина на очередной внебрачной связи. При этом создатели фильма определённо страдают шизофренией, поскольку в сцене первой встречи Чаплина и Гувера нам показывают мировоззренческий конфликт между этими людьми, затем Чаплин ещё раз проговаривает мысль о том, что причина его разногласий с Гувером заключалась в приверженности к гуманизму, а затем зрителям прямым текстом сообщают, что НА САМОМ ДЕЛЕ причина всех неприятностей Чарли был СЕКС.
О социальных составляющих картин Чаплина сказано буквально пара слов, так что из фильма абсолютно не ясно, а почему на него вообще вешали ярлык коммуниста, ведь в такой ситуации ярлык растлителя малолеток подошёл бы ему куда больше.
Кстати, любовь Чаплина к молодым девушкам замотивирована крайне топорно. Оказывается, большую часть жизни Чарли страдал от неразделённой первой любви, которую искал в большинстве других своих спутницах.
Разумеется, у Чаплина не было проблем ни с коллегами по цеху (очевидно, что его там все любили), ни с продюсерами Голливуда. Видимо «United Artists» Чаплин, Пикфорд и другие основали исключительно от жадности. Почему Чаплин получил только почётные Оскары – тоже как-то не понятно.
В итоге мы имеем сладенькую версию биографии одного из величайших актёров кинематографа. В дополнении к этому мы имеем довольно странную подачу материала, когда несколько раз за фильм нормальная игра актёров сменяется буффонадой в стиле немого кино. Сделано это не слишком удачно, так как эти моменты вызывают скорее недоумение, чем улыбку. Сама игра Дауни-младшего – никакая (а вот гримёры постарались на славу). Я, честно говоря, так и не понял за что Дауни номинировали на Оскар. Видимо таким образом академики хотели сказать Чаплину ещё раз «Прости».