Вспомнилась мне одна история былых времен. Кстати, вспомнилась отчего-то в связи с разговором об олимпиадах в одной из соседних тем.
Было дело, однажды я с удивлением узнал, что, оказывается, в школах России уже давно не изучается астрономия. Видимо, такой уж предмет - мелкий, неважный, несерьезный и второстепенный, относящийся к разряду не слишком необходимых человеку знаний.
Поудивлялся я этому обстоятельству - и махнул рукой. В конце концов, общество само имеет право решать, что для него важно, а что - не очень. Каково общество - таковы и решения.
Впрочем, вскоре после этого послышались намеки на то, что, может быть, этой самой астрономии деток поучить стоит. Хотя бы факультативно и, конечно, не усердствуя
Появились даже проекты учебников. И попались мне в результате на глаза два проекта. И открыл я их... И подумал...
Первым попался один из проектов, претендовавший на то, чтобы по нему какие-нибудь детки (избранные? или которым делать больше нечего?) познали таинства нашего мира.
Учебник солидный. Тридцать два параграфа. Первый - предмет астрономии, второй - астрономические наблюдения и телескопы (других инструментов знать, видимо, деткам не положено), третий - созвездия и видимое движение звезд (?), четвертый - эклиптика и планеты, пятый - карты, время и календарь...
На этом вводная часть невнятного состава заканчивается - и начинается изучение астрономии...
Параграфы с шестого по двадцатый - это Солнечная система (с элементами борьбы за научное мировоззрение, каковой борьбе посвящен отдельный параграф. Видимо, этот урок проводится в спортивном зале).
Двадцать первый параграф - Солнце.
Затем четыре параграфа - звезды.
Три параграфа - наша Галактика.
Один параграф - все остальные галактики (с маленьким но очень загадочным подразделом - метагалактика и космология(?)).
Один параграф - возраст, возникновение и развитие галактик и звезд (чудесно! по степени сходства равносильно, скажем, теме "возникновение и развитие китообразных и планетных дисков").
Отдельный параграф - возникновение планетных систем и Земли.
И, наконец, последний параграф - материалистическая картина мира (не забыли? - это та самая, за которую боролись в десятом параграфе!).
Итого, количественные итоги:
Вводная часть ни о чем и обо всем - 15%
Солнечная система сама по себе - 44%
Солнце (отдельно) - 3%
Звезды и звездные системы - 12,5%
Устройство нашей собственной Галактики - 10%
Устройство остальных галактик - 2%
Устройство всей остальной Вселенной - 0,7%
Возникновение всяческих объектов во Вселенной, не считая Солнечной системы - 2%
Возникновение Солнечной системы - 3%
Материалистическое мировоззрение - 6,25% (Половина мировоззрения, половина - борьбы) Это - очень важная часть астрономии! Она, как известно, развивалась только в борьбе с идеалистами, такими, к примеру, как христианские сященнослужители-мракобесы Н. Коперник и А. Секки!
Возникновение Вселенной - 0%
Структура и состав Вселенной - 0%
Эволюция Вселенной и ее структуры - 0%
Расширение Вселенной, красное смещение, космологическое реликтовое излучение, темная материя... словом, нуль, нуль, нуль и нуль...
Ну, и так далее...
Это - то, что касается количества.
Зато берут качеством.
Раздел "Нормальные галактики" (как Вам название?) радует откровением: "Академик В. А. Амбарцумян первым показал, что в центральных областях многих спиральных и эллиптических галактик - их ядрах - происходят взрывоподобные явления, сопровождающиеся выделением очень большого количества энергии."
Мда, голубчики... Для учебника астрономии XXI века фраза восхитительна - все равно, что в учебнике физики XXI века объяснять, что "Бехер первым показал, что горение происходит при высвобождении флогистона из горящего вещества".
При изучении звезд утверждается, что "в многообразии звезд существуют определенные закономерности, обусловленные физическими причинами". На этом все - как выглядит упомянутое многообразие, в чем заключается указанные закономерности и какими именно причинами они обусловлены, пытливые ученики не узнают из этого учебника никогда. О том, что звезды имеют разную температуру, авторы учебника пишут - почему же именно она разная, сказать забывают... Случайно, вестимо - в какую дровишек больше подбросили, та и горячее...
Особенно восхищает раздел про метагалактику и космологию. К счастью, он занимает лишь 0,7% учебника, так что особенно нагадить авторы не успевают - но тем не менее... В нем сказано, что галактики бывают двойными, а также иногда (??) образуют скопления, и вся наблюдаемая система галактик называется метагалактикой (!!! вот так!!!). Больше ничего про устройство нашего мира школьнику знать не положено - зато объясняется, что метагалактика расширяется, но это не означает, что мир имел начало, потому что наш (видимо - личный авторов учебника) опыт показывает, что материя вечна и неуничтожима... По своей проникновенности мысль ничуть не лучше, чем, скажем, идея в учебнике биологии осчастливить деток соображением о том, что, хотя биота и развивается, это отнюдь не означает, что она имела начало...
Отложил я проект в мусорное ведро, руки тщательно вымыл с мылом, компьютер обработал дезинфектантом, жесткий диск - антивирусом, чтобы не набраться гадостей. Перешел ко второму проекту...
О нем - кратко:
Введение - 10 страниц.
Звездное небо, координаты, время и географическая долгота - 26 страниц.
Видимое и истинное движение Земли, Луны, планет и космических аппаратов - 35 страниц.
Тела Солнечной системы - 44 страницы.
Методы исследования (непонятно, по какой логике попавшие на это место) - 18 страниц.
Солнце - 15 страниц.
Прочие звезды - 19 страниц.
Остальное - 28 страниц (из них Млечный путь - 6 страниц, прочие галактики - 10 страниц, вся прочая Вселенная (заодно и про ее расширение) - тоже десять страниц, остальное - межзвездная среда и жизнь и разум во Вселенной).
Итого:
Солнечная система без Солнца - 21% объема
Звезды - 16% (из них Солнце - 7%)
Галактики - 7,5% (все галактики вместе взятые - 4,8%)
Прочая Вселенная - 4,8%.
Проект учебника, замечу, не допотопных времен, а 2010 года.
Ну... поможет, конечно, узнать, что Земля вертится вокруг Солнца, а комета отличается от планеты наличием хвоста. Если авторы сказать об этом не забудут. Об остальных тонкостях и подробностях устройства, жизни, рождения и существования мира, в котором живут люди - практически ничего. Хорошо, хоть Амбарцумяна уже убрали...
Словом, посмотрел я на эти проекты - и осознал, что российским школьникам еще повезло: они не изучают астрономию. А ведь могли бы и изучать. По таким учебникам...
Лучше уж никак.
Больше я к вопросу о том, учат ли детей астрономии и как это делают, не возвращался. Чтобы еще чего-нибудь не узнать.