И немного - про упомянутую ранее историю с дальномерами.
Разумеется, никакие дальномеры российскому флоту не были нужны - в этом твердо были уверены вожди флота, то мечтавшие о том, как они одной атакой миноносцев уничтожат все флоты мира одновременно, то любившие порассуждать о морской тактике (и отказывающиеся воевать, пока их рассуждения не напечатают за казенный кошт - вот такие у них были понятия об офицерской чести), то рассуждавшие о том, что сила - не в силе, а в чем-то ином, то учившие тупых механиков за сорок минут разводить пары и выходить в море, то требующие (вычитав фразу у Фридриха II) "подняться умом до облаков" и обнаруживающие в этих облаках, что боевым кораблям не нужна броневая защита, то объясняющие, что стрелять на расстояния больше трех (на, ладно, может, и пяти, если припрет) километров незачем, и снарядам при этом главное - дырочку пробить (потому и должны они быть полегче и с зарядом поменьше), так что определять дистанции в бою незачем - прямой наводкой куда нужно попадете.
Но наряду с вождями, увы, на флоте имелся беспокойный народ - офицерики поменьше, которые изредка, особенно, поездив по Европам или почитав информацию о том, что в этих Европах делается, начинали зудеть о том, что иногда стрелять нужно подальше, а без знания дистанции стрелять туда еще можно, а вот попасть - никак. И даже тыкали начальство носом в то, что в тех самых Европах еще и учатся этим делом заниматься, и приборное обеспечение - дальномеры - для такой стрельбы придумали.
В конце концов, дозуделись. В марте 1897 года (обращайте далее внимание на даты!) Морской технический комитет (не хочу говорить бездоказательные вещи - но замечу - после того, как из его состава выбыл знатный ученый и бывший начальник артиллерийской инспекции С.О.Макаров, автор облегченных снарядов и идей о боевых дистанциях) решил, что кораблям нужны дальномеры.
Ага! - сказало морское министерство и, не споря со своим комитетом, постановило потребовать от англичан два прибора бесплатно. Для изучения.
Как ни странно, англичане согласились - но с условием, чтобы потом, если все будет хорошо, им эту пару оплатили и купили еще восемнадцать.
Это наглое требование заставило министерство надолго задуматься. До мая 1897 года (а куда спешить?). После чего родился ответ: дайте две штуки бесплатно, а обещать ничего не будем.
Англичане, видимо шокированные таким бесстыдством, даже отвечать не стали.
Через год командир Кронштадского порта, отвечающий за снаряжение кораблей, поинтересовался у министерства - когда же прибудут предписанные техническим комитетом дальномеры? - А никогда - безмятежно ответило министерство - фирма не согласилась с предложенными нами условиями.
Еще через полгода технический комитет переварил полученную информацию и попросил министерство повторить запрос о дальномерах.
И тут произошло неудобосказуемое - министерство вновь обратилось к поставщику с феерическим предположением: может, тот стесняется предложить бесплатно?
Поставщик подождал два месяца
(может, для того, чтобы проверить, правильно ли он перевел это письмо?) и ответил, что не стесняется. Но готов продать два прибора под гарантию, что их в России не будут копировать и производить.
Еще через полгода морское ведомство все же решилось - и в апреле 1899 года (два года прошло!) за два дальномера заплатило.
А время шло...
Первый полученный дальномер проверили. Порадовались - он действительно показывал дистанцию! Разобрали - чтобы понять устройство и, может, использовать полученные знания (мало ли, что, кто и кому обещал). Потом долго собирали. Собрав, выяснили, что он отчего-то дистанцию показывать перестал. Точнее, что-то он показывал - но неправильно. Опять разобрали. Опять собрали. Опять разобрали... В общем, упражнения по разборке и сборке дальномера на месяцы вошли в быт слушателей артиллерийских классов - а вот работать его так и не заставили. Второй разбирать уже опасались - и стали неторопливо испытывать: что он покажет на такой дистанции, а что на такой, а если покачать, а что покажет летом, а что зимой...
А время шло...
Наконец, наигравшись, в середине 1902 года, спустя пять лет, морское ведомство явило чудо невиданной щедрости и заказало 10 (десять!) дальномеров. В октябре получило. Распределило. Все десять отправились на корабли Тихого океана. Весь прочий флот не получил ни одного (правда, напомню, еще полтора имелись на Балтике).
Впрочем, на "Пересвете", которому от щедрот досталось целых два дальномера, один тоже разобрали. Возможно, из любопытства - посмотреть, что там внутри. Собрали... дело житейское - так что остался один. А второй в октябре 1903 года отправили на ремонт в Англию. А там и война началась...
Англичане, махнув рукой на нейтралитет, дальномер починили и спросили, куда его послать. Получили указание послать в Кронштадт, так что на Балтике теперь было три дальномера, точнее, два с половиной. А на "Пересвете" остался один. Причем, градуированный в метрах - в то время, как все таблицы стрельбы были в кабельтовых. Замечу, правда, что его разбило в начале боя в Желтом море, так что палил дальше броненосец в белый свет...
А вот броненосец "Цесаревич" все это время строился во Франции. Задуматься о том, что ему тоже не помешал бы дальномер-другой, морское ведомство не смогло, лишних уже не было, так что остался бы он без дальномера - но тут подсуетился сидевший там же командир корабля, И.К. Григорович, который, воспользовавшись личными связями в служебных целях, по-дружески попросил морского атташе в Англии И.Ф. Бострема оформить тайком заказ на пару дальномеров для "Цесаревича". Когда дело было уже сделано, морское ведомство, поставленное перед фактом, поневоле одобрило это безобразие - правда, управляющий министерством адмирал Авелан не преминул специально телеграммой указать на недопустимость подобных "заказов за границей по распоряжениям командиров судов".
А время шло...
Уже шла война, Порт-Артур был уже блокирован - и только тогда, в апреле 1904 года, спустя семь лет, через подставных лиц и по цепочке посредников, в общем-то, в нарушение международного права министерство сподобилось заказать двадцать восемь дальномеров (из которых хотя бы десять адмирал Рожественский просто-таки умолял доставить в июне, чтобы успеть поставить их на корабли своей эскадры). Еще десять (точнее, одиннадцать - один портовый) получила третья эскадра. О том, что десять и даже одиннадцать - это безумно мало, а на освоение техники и обучение ее использованию нужно время, уже не думал никто. Как и на ее поверку. Кстати, в результате в Цусимском бою неоднократно отмечались ошибочные показания дальномеров.
Отмечу здесь, кстати, еще одно неприглядное обстоятельство. Все испытания дальномеров в России производились на дистанция до 4,3 мили. На больших дистанциях их никто не поверял (а зачем?), систематическую погрешность не определял, паспорт и формуляр прибора не составлял - поэтому информацией о том, как внести поправку на показания данного прибора на больших измеренных дистанциях, эксплуатирующий его на корабле персонал не располагал.
В общем, жалоба Новикова-Прибоя "У японцев в каждой башне, в каждом каземате имелся дальномер, а у нас их было только по два на корабль," - это, как легко видеть, неправда.
И у японцев они стояли далеко не в каждой башне. Японцы начали применять дальномеры с 1893 года (сравните, кстати, с приведенной хронологией) - но к началу 1904 года стандартной комплектацией были два дальномера на корабль. Любой - до крейсеров второго ранга включительно. Правда, уже после этого в начале войны Япония купила еще сто дальномеров - но даже после этого больше четырех-шести на корабль не приходилось.
И "у нас их два на корабль" Новикова-Прибоя - это мечты... Всего на эскадре Рожественского их был двадцать один - причем, свежеполученных и не поверенных - так что при составе эскадры 8 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 1 броненосный крейсер, 5 крейсеров 1 ранга и 3 крейсера 2 ранга никак "два на корабль" не получается. Даже два на каждый броненосец не получается - только на избранные.
PS.
Замечу, к великому сожалению для историков известного образца, пара дальномеров Барра и Струда была незадолго до войны переставлена на "Варяг". Поэтому обвинить Крампа в том, что из-за перегрузки недогруженного (или недогрузки перегруженного) крейсера он не был оснащен современной техникой, не получается.
Впрочем, с дальномерами "Варяга" - загадка.
Многие историки объясняют, что (вот беда) они были разбиты в начале боя. Информация о том, что как минимум один снятый с поднятого "Варяга" трофейный дальномер японцы позднее использовали, при этом не комментируется.
Другие говорят о том, что в самом начале боя был разбит один дальномер - с указанием на то, что "Варяг" в результате не мог точно стрелять. Чем занимался второй - непонятно.
При этом часто приводится история о том, что после боя была найдена рука офицера, держащая дальномер. Для справки - дальномеры на "Варяге" имели базу 1,34 метра.
1,34 метра - расстояние между объективами. Возьмите это рукой...
В общем, знатоки истории путают дальномер с микрометром Люжоля. Устройством для приблизительной оценки расстояния по измеренной видимой высоте цели при заранее известной ее истинной высоте. Которое ничего не могло показать, если цель находится не на зеркальной глади озера Бива, а в море и качается (а на море такое бывает), и даже на озере Бива - если коварный враг заранее не обеспечил информацией вас о истинной высоте мачт своих кораблей или не пустил на них ваших разведчиков с рулеткой.
А еще показания микрометров зависели от высоты самого измеряющего над ватерлинией. Ибо ракурс. Ну, а погрешности микрометров Люжоля даже в идеальных условиях - это отдельный грустный разговор.
Зато этого допотопного и дешевого (главное!) барахла было полно. На "Варяге" - шесть штук.
А вот в указание на то, что дальномеры не были поверены, а команда - обучена, так что дистанцию определить было невозможно, верится. Странно было бы ожидать другого на крейсере, за полгода потерявшем (если верить его командиру) семь узлов скорости...